При этом, главный аргумент сторонников соглашения, что этот документ позволит Украине бороться с коррупцией не разделяет даже половина тех голландцев, кто готов голосовать «за». Естественно, противники соглашения не верят в этот тезис в принципе.
Примечательно, что та активность, с которой включился Киев в голландский референдум, может решить главную его проблему, а именно обеспечить должную явку избирателей.
Дело в том, что по законам Голландии референдум может быть призван состоявшимся только после того, как на нем проголосуют не менее 30 процентов избирателей, а пока число голландцев, которые готовы прийти на участки колеблется в районе 35 процентов. Причем, на деле это говорит о том, что на сегодня предполагаемая явка на референдуме барражирует в районе пограничной черты.
Таким образом, активизация Киева по этому вопросу, скорее всего, приведет к тому, что на референдуме в Голландии будет принято однозначное решение не в его пользу, поскольку большинство голландских экспертов уверены, что действия Украины не изменят результат голосования, но помогут большему числу граждан прийти на участки и проголосовать «против» соглашения.
Отметим также, что до референдума остается меньше месяца и состоится он 6 апреля 2016 года.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отмечает, что в результатах опроса I&O Research нет ничего удивительного, поскольку жители стран Западной Европы не горят желанием видеть у себя Украину.
«Украина в качестве члена Евросоюза – это вообще исключено, но дело в том, что даже какое-то более плотное сотрудничество Киева и Брюсселя вызывает у европейцев скепсис, причем, в первую очередь это касается отмены виз, о чем все время мечтает Киев и что недавно рекламировал лично Петр Порошенко», - отмечает Федоров.
Поэтому, по мнению Федорова, у европейцев здесь однозначная позиция – никакой интеграции в стиле «це Европа», на чем, собственно, и была основана вся «майданная» революция.
«Впрочем, не надо забывать, что общественные настроения в Западной Европе по данному вопросу до сих пор формируют СМИ, которые заряжены сугубо антироссийски. Периодически уже появляются какие-то иные точки зрения, но, в любом случае, большинство людей там солидаризируется с Украиной в том плане, что она стала «объектом агрессии со стороны России». И вот эта мысль доминирует как в западных СМИ, так и в умах немалого числа жителей Европы. По сути, только из-за этого тезиса в Голландии кто-то и готов проголосовать «за», а не «против» соглашения с Украиной», - резюмирует Федоров.
По словам Федорова, это не более чем чувство солидарности из серии – «давайте поддержим Украину, чтобы «она не оказалась снова в агрессивных лапах русского медведя», хотя по большому счету кризис с беженцами и текущие переговоры с Турцией отодвинули проблему украинского кризиса в Европе на самый дальний план.
«Соответственно, здесь очень большой контраст между завываниями Киева, который постоянно педалирует все эти моменты и у которого это основная внешнеполитическая идея, и того, что понимают под этим вопросом европейцы», - констатирует Федоров.
Другой вопрос, даже если голландцы проголосуют на этом референдуме против Украины, у Евросоюза найдутся обходные ходы для того, чтобы хоть что-то «бросить Украине».
«Тем более, в ассоциацию с Евросоюзом много кто входит – там такие страны как Марокко и весь север Африки, которые составляют с Европой зону свободной торговли. Причем, данный факт этим странам много не принес, но, тем не менее, именно такого положения в настоящий момент добивается Киев. Так что, даже если референдум в Голландии состоится, и принесет для Украины негативный результат, Брюсселю не составит больших трудностей все равно продавить это решение, чтобы совсем не обидеть Украину», - заключает Федоров.
Ведь в противном случае, как считает Федоров, это принесет для Украины разрушительные последствия, поскольку всем в Киеве тогда станет окончательно ясно, что вся эта затея с Майданом и убийством людей в Донбассе не имела изначально никакого смысла.
«Это принесет Киеву полную политическую катастрофу, поэтому какие-то шаги в стороны Украины Евросоюз сделает. Даже если ассоциация на референдуме не пройдет, ее отложат или придумают еще какой-нибудь способ сохранить лицо, например, переголосование с увеличением давления на Голландию», - констатирует Федоров.
В качестве поощрения, как допускает Федоров, Украине могут дать какой-то тип безвизового режима по примеру Турции, жителям которой дали право в течение 72 часов посещать Евросоюз, но вряд ли, поскольку европейцы боятся, что это еще увеличит поток беженцев, от которого в настоящее время изнывает весь Запад.
«Кстати, вопрос Турции – вообще позорный для Евросоюза, поскольку последнее соглашение является результатом «выкручивания рук» и прямого шантажа Брюсселя со стороны Анкары. В результате, вся эта хваленая еэсовская братия в лице защитников прав человека и других общественных активистов уже не видит проблему курдов и другие страшные вещи, а способна разве что на жалкие ремарки в адрес турецкого премьера Ахмета Давутоглу, что нельзя закрывать газеты и так жестко поступать с журналистами», - отмечает Федоров.
Федоров считает, что в отношении Анкары Брюссель все это делает для виду, чтобы окончательно не потерять лицо, но в контексте Украины Евросоюз так поступать не будет. Проблема украинцев в том, что у Киева нет никаких рычагов давления на Брюссель, в отличие от Турции, которая жестко прижала европейцев вопросом беженцев, да и то, на деле получила только общения и очень мало фактических дивидендов.
Дмитрий Сикорский