Стоит отметить, что с таким «поразительным разоблачением» выступило именно американское издание The Wall Street Journal, хотя США никогда не считались бенефициарами повышения стоимости углеводородов, да и энергетическая статистика в самих Соединенных Штатах вызывает массу нареканий.
770 тысяч баррелей в день «бумажной нефти»
По данным журналистского расследования, мировой профицит нефти в 1,9 млн баррелей, о котором постоянно свидетельствуют данные МЭА, сильно завышен: «Примерно 770 тыс. баррелей нефти, на которую не находится покупателей, ежедневно поступает в хранилища, еще 300 тыс. баррелей в это же самое время прокачивается по нефтепроводам или загружается на борт танкеров. Но куда девается еще примерно 800 тыс. баррелей, и существует ли эта нефть на самом деле?» – ставится вопрос в материале WSJ.
Издание сообщает, что в предыдущий раз объемы «бумажной» нефти были столь высоки в 1998 году. В связи с этим Конгресс США уже поручал своей Счетной палате проверить данные МЭА, но проверка внятного объяснения не дала — ревизоры лишь подтвердили возможность возникновения ошибок в отчетности.
Стоит отметить, что для отраслевых экспертов совершенно очевидно, что вся нефтяная статистика столь же непрозрачна, как и сама нефть, поэтому упрекать в погрешностях только МЭА неразумно. Нет единых правил учета добычи и экспорта сырья, кроме того, рынок переполнен контрабандой и неучтенными сделками. По их мнению, разоблачение нефтяных статистов американским изданием свидетельствует в первую очередь о возросших объемах биржевых спекуляций. Кроме того, этот информационный вброс говорит о поднимающем голову промышленном лобби США, которому важно поддержать родную сланцевую революцию.
Как считать баррели?
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов заметил, что вопрос нефтяной статистики достаточно давно находится в сфере пристального внимания участников рынка: «Например, в таком документе, как официальный отчет организации членов-экспортеров нефти ОПЕК присутствуют два раздела, связанных со статистикой. Первый называется «О добыче нефти по данным независимых источников», а второй – «Добыча нефти по заявлениям стран, входящих в ОПЕК». В этих двух разделах постоянно присутствуют разные цифры. И иногда разница в цифрах этих разделов достигает 1 млн баррелей в день, что на данный момент времени составляет больше 1% мировой добычи», – заявил эксперт в интервью «Актуальным комментариям».
Анпилогов отметил, что, несмотря на всю глобальность нефтяного рынка, он все равно остается очень непрозрачным: «Рынок состоит из массы контрактов, которые используют биржевой механизм формирования цены исключительно для ценовой привязки, не более того. Информация о контрактах обычно известна лишь продавцам и покупателям сырья, а также транспортным компаниям и фискальным таможенным органам. Поэтому The Wall Street Journal поднимает абсолютно правильный вопрос о том, что рынок нефти, руководствуясь фундаментальными факторами, не имеет достоверной информации о физическом наличии нефти», – указал Анпилогов.
По его мнению, эта информация свидетельствует еще и о том, что оптимистичные оценки наличия на рынке нефти большого профицита сильно завышены: «Судя по всему, реальная картина на рынке физической нефти отличается в худшую сторону от биржевых ожиданий», – считает эксперт.
США проигрывают
Алексей Анпилогов уверен, что главным бенефициаром информации о завышении статистики МЭА является возросшее промышленное лобби США, которое очень сильно зависит от производства сланцевой нефти. Именно оно посылает через СМИ подобные «сигналы» финансистам Соединенных Штатов с целью помешать их планам играть на понижение.
«На мой взгляд, сейчас главным проигравшим от этой ценовой гонки оказались не королевства Залива (ОАЭ и Саудовская Аравия), не Россия, не Иран и даже не Венесуэла. Больше всего от кризиса на рынке углеводородов потеряла нефтяная индустрия Соединенных Штатов Америки. В последние годы она получила громадные инвестиции, которые были закачаны в сланцевую революцию. Сейчас это промышленное и сырьевое лобби, рупором которого во многом является The Wall Street Journal, сигнализирует о том, что игры финансовых спекулянтов на низкую цену имеют свою оборотную сторону», – сообщил эксперт.
Он пояснил, что сланцевая индустрия в США способствовала не столько развитию добычи нефти в стране, сколько промышленному ренессансу: «Сланцевики – это начало очень длинных производственных цепочек, которые сейчас США и их промышленная буржуазия пытаются вернуть назад в страну. Нефтегазовая отрасль страны очень сильно интегрирована с химической и легкой промышленностью. США благодаря обеспечению стабильных нефтяных и газовых поставок во многом вернули себе промышленное производство (конечно, не до уровня 60-70-х годов, но от той страшной деиндустриализации 1990-х годов страна отошла). Стоит отметить, что именно финансовое лобби способствовало переносу производств в страны Юго-Восточной Азии, и именно их политика породила безработицу и кризис 2008 года».
Сейчас низкая стоимость нефти может совершенно подрубить возрождающуюся промышленность Соединенных Штатов: «От низкой нефти определенные льготы получает именно Китай. Эта страна уже практически догоняет США по потреблению нефти, причем именно в области сложного нефтехимического производства. Поэтому низкая стоимость сырья будет выгодна главным образом Поднебесной», – указал эксперт.
Примерная статистика
Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Рустам Танкаев заметил, что точность определения таких показателей, как добыча и потребление нефти в мире, очень низкая: «Реальная точность составляет 5 млн баррелей в сутки. То есть погрешность плюс-минус 2,5 млн баррелей. Поэтому некорректно говорить о том, что превышение спроса над предложением составляет 1 млн баррелей в сутки или 2 млн баррелей в сутки. С такой точностью измерить потребление нефти в мире нельзя», – указал эксперт «Актуальным комментариям».
Кроме того, он отметил, что и сама система учета потребления, поставок и добычи нефти в разных странах различна. «Например, американцы учитывают все виды жидкого сырья, которое получают. В их статистике учитывается не только нефть и газовый конденсат, как в России, но и спирт, который получают из кукурузы, пропан-бутановые смеси, синтетический бензин, который получают из метана. И поэтому цифры там совершенно иные», – сообщил Танкаев.
По его мнению, важно также помнить, что добычей и продажей нефти занимаются не только законопослушные страны, компании и граждане, а также бандиты и контрабандисты. И чемпионом мира по контрабанде в последнее время стали сами Соединенные Штаты, напомнил эксперт. «Все эти странные подсчеты относительно превышения на 770 тыс. баррелей в сутки – это просто обман, который направлен на манипулирование мнением участников рынка. Никакого реального процесса измерения показателей под этим нет и не может быть», – заметил Рустам Танкаев.
По словам эксперта, эта публикация в The Wall Street Journal показывает, что биржевые спекулянты продали все свои долгие позиции, рассчитанные на падение цен, и сейчас надеются на подъем: «Они накупили дешевой нефти и дешевых фьючерсов в расчёте на повышение стоимости сырья. Сейчас решили подыграть для того, чтобы эти фьючерсы продать. Никто ничего не измерял и никаких исследований не проводил. Все компании, которые так или иначе связаны со спекуляцией, в основном просто обманывают рынок. Нужно понимать, что если какой-то из банков сделал на рынке заявление, оно вовсе не связано с реальным состоянием дел – оно связано только с состоянием банковских пакетов, акций и т.д.», – резюмировал эксперт.
«Быки» проснулись
Вместе с тем ранее озвученные прогнозы экспертов относительно возрождения бычьих настроений начинают сбываться. Сегодня по состоянию на 15.07 мск стоимость майских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent росла на 2,02% – до 42,38 доллара за баррель, цена апрельских фьючерсов на нефть марки WTI – на 2,16%, до 41,07 доллара за баррель.
Очевидно, что рынок, утоптав дно, уже склонен играть на повышение и не ищет поводов для депрессии.