То же самое относится к золоту и серебру. Если бы эти металлы были также распространены как, скажем, железная руда, цинк или хотя бы даже медь, они бы не были столь желанными, не зависимо от их способности удовлетворять нашу потребность в прекрасном. Чтобы сырье воспринималось как валюта, некое платежное средство, оно должно быть одновременно редким и «драгоценным». Именно эти два качества делают его источником ценности. Спрос на золото и серебро никогда не иссякнет; а это значит, что они всегда будут в цене.
Кроме того они также обладают еще одним интересным для металла свойством — единообразием. После обработки золотые или серебряные монеты похожи друг на друга как две капли воды. Вот бриллиантам не хватает такого свойства, поэтому они не так хорошо подходят на роль «денег». Продавцы начнут жаловаться, что покупатель принес для оплаты «низкопробные» камни. с другой стороны, покупатели с крупными камнями или более высокого качества захотят получить больше благ за свои «деньги». В итоге вся торговля покатится под откос.
Золото и серебро — идеальные деньги, более того, они доступны в оптимальных количествах и способны выполнять две разные но одинаково значимые функции. Серебро достаточно редкое, чтобы его ценили, но при этом его вполне хватит для общего пользования. Например, для выплаты зарплат и для использования в повседневной торговле. Золото — металл более редкий и, соответственно, более ценный. Но и его запасов тоже достаточно, чтобы его можно было использовать как инструмент торговли с той лишь разницей, что золото — не народный металл, а скорее государственный, или же доступный состоятельным людям. Он подходит для инвестиций и бизнеса. Такой дополнительный уровень престижа делает его идеальным «стандартом» для национальной или мировой монетарной системы.
Сторонники золотого стандарта утверждают, что это оптимальная база для любой монетарной системы в современной экономике, и отказ от него в 1970-х годов стал большой утратой, повлекшей за собой значительные последствия. Пока золото выполняло функцию государственных денег, а серебро выступало в качестве народного платежного средства, экономики сохраняли стабильность и процветали. Однако за последние сорок пять лет все пошло прахом: экономики разрушились, правительства обанкротились, а деньги в наших кошельках обесценились.
Промывание мозгов на протяжении многих десятилетий дало плоды: большинство из нас поверили в то, что в современной экономике больше нет места подобным устаревшим деньгам. Поэтому люди в развитых странах сторонятся золота и серебра и хранят в них лишь незначительную часть своего благосостояния, несравнимо малую по историческим меркам. Именно так воспринимают золото и серебро на развитом западе. Однако за тонкой ширмой культурного невежества скрывается тот факт, что остальной мир и большая часть человечества придерживается фундаментально противоположного взгляда.
Например, на Востоке люди, не подверженные монетарной пропаганде Запада, никогда не забывали о важной роли драгоценных металлов в нашем обществе и в экономике. Даже самый скромный и неграмотный крестьянин понимает, почему мы храним свое состояние в золоте и серебре, а не в обесценившихся бесполезных бумажках, которые выдают нам банки. Реальные деньги должны хранить и нести в себе ценность. Бумажные деньги — это лишь инструмент для облегчения торговли. Хранить в них свое стояние, все равно, что носить воду в дырявом ведре. На протяжении тысячелетий золото прекрасно сберегало благосостояние своих владельцев. Но как только Федрезерву доверили «защищать» доллар, он за какие-то сто лет потерял 99% своей стоимости и ценности.
Да, дыра в ведре большая и продолжает увеличиваться. Федрезерв постоянно увеличивает объемы печатаемых денег, что разводняет стоимость доллара. В связи с этим 75% стоимости было потеряно им за последние двадцать пять лет манипуляций и злоупотреблений печатным станком со стороны Центробанка. Нам нужны были золото и серебро для финансовой защиты сто лет назад, как, впрочем, и сорок пять лет назад, когда Пол Волкер, занимавший тогда пост главы ФРС, уничтожил остатки золотого стандарта. А сегодня он нужен нам особенно — как никогда — поскольку монетарное преступление под названием «количественные стимулы» сделало бумажные деньги фундаментально бесполезными.
На Востоке Китай и Россия активно скупают золото, ориентируясь на «золотое правило», о котором забыли заносчивые олигархи коррумпированного Запада: тот, у кого есть золото, устанавливает правила. Между тем Запад, напротив, растратил свои некогда обширные золотые запасы. На протяжении последних двух десятилетий правительства западных стран продают золото сотнями тонн в год, чтобы сдержать рост цен, а центральные банки по тихому выбрасывают на рынок еще столько же. Они называют это «арендой слитков», или использованием в своповых операциях. В этом случае золото больше не контролируется владельцем, но, теоретически, после окончания срока действия контракта, оно должно вернуться к нему назад. Но зачастую подобные операции лишь маскируют банальную продажу. «Золото не генерирует инвестиционный доход», — не устают повторять банкиры. Тогда какова коммерческая ценность такой «аренды»?
Никакой. Просто «взятое» в арену золото продается на рынке и уходит со счетов Центробанка навсегда. Но они при этом продолжают фиксировать в своих реестрах каждую унцию, делая вид, что это золото им по-прежнему принадлежит. Никто не видел этого золота уже много десятилетий. Штаты, например, не отчитываются по своим «золотым запасам» последние полвека.
С одной стороны западные правительства хвастаются своими якобы огромными золотыми запасами, но с другой — старательно и без устали нивелируют его ценность как монетарного актива. «Золото — пережиток прошлого», — вот их любимый девиз. Но доведет ли он до добра? Совершенно очевидно, что Китай и Россия накапливают золото не просто для того, чтобы при случае похвастаться размером своих золотых резервов. Обе страны преднамеренно и значительно занижают объем своих запасов, не сообщая о том, сколько они покупают золота за внутреннем рынке. В отношении металлов, купленных внутри страны (то есть у своих золотодобывающих предприятий) отчетность является делом исключительно добровольным.
В чем причина такого повышенного интереса к золоту в этих странах? Любители теории заговоров уверены, что не иначе как в стремлении вернуть «золотой стандарт». В этом случае восточные страны сумеют и непременно займут лидирующие позиции в новой глобальной монетарной системе, которая заменит дискредитировавшую себя систему обесценившихся бумажных денег. Вот тогда мы вспомним про «золотое правило»: у кого есть золото, тот устанавливает правила.