Турция многие годы была одним из важнейших экономических партнеров России. Она располагала российским рынком для реализации своих промышленных товаров и участвовала в совместных проектах с Россией на выгодных условиях — например, в строительстве первой турецкой атомной станции «Аккую» или газопровода «Турецкий поток». Однако после гибели российского летчика по вине турецкой стороны эти и другие проекты были свернуты. А с 1 января был отменен безвизовый режим с Турцией и чартерные рейсы между нашими странами. По рекомендации российского МИДа туроператоры прекратили продажу путевок в эту страну.
Российские эксперты пытаются понять, насколько безнадежно испорчены отношения между Москвой и Анкарой и как далеко может зайти наше противостояние.
Пантюркизм: лучше свой, чем чужой
Отношения России и Турции во многом определяются стремлением последней влиять на российские тюркоязычные этнические группы, и уж конечно, на бывшие союзные республики южного Кавказа и средней Азии. Россия не собирается уступать этот плацдарм туркам и развивает совместные с этими регионами проекты — Евразийской экономический союз и Организацию договора о коллективной безопасности.
«На территории России проживает около 30 народов, которые мы можем назвать тюркскими. Плюс наши ближайшие партнеры как по ЕАЭС, так и по ОДКБ, являются тюркскими странами, выстраивающими многовекторную политику как с Россией, так и с Турецкой республикой, — напоминает директор телеканала «Аль-РТВ» Рустам Арифджанов. — И в этом пантюркизме мы можем видеть расшатывание евразийского сообщества. Территория, на которую хочет влиять Турция, — это территория, на которую также хочет влиять и РФ. В своей дружбой с Эрдоганом мы забыли, что Турция — естественный геополитический соперник России, который был, есть и будет».
Эксперт отметил, что появляется все больше организаций, объединяющих тюркские народы пяти постсоветских стран с преобладанием тюркского населения, а также некоторые российские национальные республики. Дважды в год собираются президенты тюркских государств. Пресса Киргизии, Казахстана, Азербайджана в высшей степени хвалебно отзывается о турецких властях и своих отношениях с Турцией. Центры такого рода организаций находятся в Астане или Бишкеке. В Международной организации тюркской культуры «Тюрксой», помимо тюркоязычных суверенных государств, принимали участие и наши республики — Башкирия, Тува, Алтай, Хакасия и Якутия.
После осложнения отношений с Турцией по рекомендации Министерства культуры они прекратили в ней свое членство, не сделал этого только Татарстан. Давить на Казань в этом отношении бессмысленно, считает Арифджанов, поскольку цена вопроса — разрыв очень тесных коммерческих связей.
«Если мы сейчас попытаемся прервать их отношения по гуманитарной линии, мы (в смысле, Центр) получим некоторые хлопоты для себя», — пояснил эксперт. Он напомнил, что свое начало пантюркизм берет еще в царской России, когда его идея представляла собой единение тюркских и славянских народов, проживающих в Российской Империи. Стамбул не играл в этом движении решающей роли. Арифджанов предположил, что возрождение пророссийского пантюркизма могло бы стать барьером на пути турецкой культурной и религиозной экспансии.
Будет ли русским Царьград
Финансовый директор Центра стратегической конъюнктуры Александр Воробьев считает, что Турция не является естественным геополитическим соперником России, а наоборот — это ее естественный торговый партнер. Но не понимают этого, прежде всего, в Анкаре. Причем уже давно — на протяжении нескольких столетий: по разным оценкам историков, от 11 до 14 войн случилось между Россией и Турцией за последние 350 лет.
А в 2015 году по инициативе России Турция могла стать ключевым партнёром России и крупным газовым хабом, через который могли идти российский, иранский, израильский газопроводы. «Но Эрдоган сделал все, чтобы похоронить эту идею, и отказался от очень выгодного партнерства с этими странами», — заметил эксперт.
Воробьев подчеркнул, что сбив наш бомбардировщик в сирийском небе, Турция уничтожила не просто единицу российской военной техники, но кусочек нашей страны, фактически объявив России войну. «[Российский] борт является неотъемлемой частью российской территории, — пояснил Воробьев. — Восток не просто понимает лишь язык силы, восток преклоняется перед жестокостью, и от этого нам никуда не деться».
По мнению эксперта, президент Турции делает все для того, чтобы проливы Босфор и Дарданеллы перешли под контроль России: «Турки не просто переругались со всеми соседями, от Израиля до Армении. Она сделала все для того, чтобы территории компактного проживания курдов стали автономией, чтобы Грузия денонсировала Карсский договор, а армяне заявили о его непризнании. И если Россия подключится к процессу, то этого будет достаточно, чтобы Турция прекратила свое существование».
Екатерина Чалова