Увы, но кавалерийский наскок, буря и натиск в подобных делах ничего хорошего не светят. А вот проблем – сколько душе угодно.
Сняться в одночасье с «долларовой иглы» не получится. Доллары попали в экономический метаболизм страны не вчера, и сделать детоксикацию можно только постепенно. Поскольку национальная валюта рубль тесно завязана на доллар, и валютную выручку от внешнеэкономической деятельности практически весь мир считает на доллары, то и Россия тут не исключение. Можно сбросить вообще всё, а потом сидеть и тупо пялиться, как экономика страны и весь жизненный уклад рушатся в грязную лужу. Зато утёрли нос «пиндосам»! Подобное поведение никого не напоминает?
Так зачем тогда продавать эти ценные бумаги, а потом снова их покупать? Да именно потому, что рубль надо поддерживать, а кроме него – ещё и обслуживать внешний долг Российской Федерации.
С вводом санкций российские государственные и частные предприятия, набравшие валютные кредиты, уже не могли их рефинансировать (т.е. брать новые кредиты взамен выплаченных). Наши западные «партнёры» прекрасно рассчитали, что российские должники при таком раскладе будут вынуждены выходить на валютный рынок и обменивать их на доллары по спекулятивному курсу, чтобы погасить кредиты. Кому-то надо, чтобы курс рубля устанавливал не ЦБ, а какой-то хмырь из базарной подворотни? А когда курс рубля просядет настолько, что за него станут давать разве что в морду, в ход пойдут накопленные золотовалютные резервы, коих никогда слишком много не бывает.
Ну, да, есть ведь ещё и механизм дефолта. Кто-то забыл, как после жаркого лета 1998 года российские корабли и самолёты во всех портах подстерегали дружелюбные иностранные судебные исполнители? Имущество страны ведь будут арестовывать, а вовсе не яхты, хатынки, «майбахи» и частные самолёты олигархов.
Внешний долг России на январь 2016 года составил $515 млрд, при том, что совсем недавно он несколько превышал $700 млрд. Внешний госдолг России относительно невелик и составляет только половину от совокупного, или около $270 млрд, или 25% ВВП. Многие богатые страны многое бы отдали, чтобы выровнять свой внешний государственный долг до 25% от ВВП. Особенно если он давно зашкалил за 100%. Вот только не судьба.
Выплатить только госдолг и предоставить частников, этих «эффективных собственников» их любимой «невидимой руке рынка» тоже не получится. В их распоряжении находится значительное количество внутренних предприятий и ресурсов, которые могут поменять внутреннего собственника на внешнего. И не факт, что нетоварищи извне не захотят выжать активы до последней капли, а потом ликвидировать за бесценок. 25 лет, СССР нет, извините.
Так что остаётся тянуть весь этот хомут и делать выплаты по корпоративным долгам дважды в год. А шо делать? Российский (да и весь постсоветский) банковский сектор устроен так, что внутренние банки являются не более чем посредниками между российскими компаниями и иностранными заёмщиками. И в разгар кризиса внутренним банкам пришлось одалживать у ЦБ валюту, да ещё и под более низкий процент, чем у иностранных кредиторов, для погашения собственных займов.
Да, мне тоже не нравится, когда под минимальный процент ЦБ выдаёт валюту всем этим безблагодатным грефам, авенам и костиным, но лондонская или нью-йоркская тумбочка для них теперь закрыта, а издержки по невыплатам кредитов… Вы знаете, что долг СССР, который вынесла на себе Россия, возник преимущественно из-за краткосрочных иностранных кредитов, которые страна могла потянуть влёгкую. Но только не в состоянии распада. Спасибо Ельцину и Ко.
Так откуда ЦБ, спрашивается, взять столько валюты для них? А вот как раз из этих самых «трежериз». Ведь даже наличие хороших зарплат у населения не отменяет наличие сберкасс. Считайте «трежериз» такой вот сберкассой, кубышкой, матрасом, в который утрамбовывают свободную валюту до очередной выплаты. Тем более, что оные бумаги ЦБ покупает на вторичном рынке, по которым правительство США осуществляет выплаты. И понемногу – на $4 млрд, а когда и несколько больше. Без страховочки, как-то, знаете… Тем более, что России под санкциями не дают размещать свои евробонды. Вот и приходится крутиться. А кому щас легко?
Так что, «трежериз» – это: а) надёжно, б) выгодно. Надёжно потому, что правительству США легче выплачивать проценты по ним, чем провести конфискацию и обвалить уже собственную финансовую систему вместе с долларом. Есть красная черта, за которую даже США заступить не в состоянии. Зато, как говаривал дедушка Ленин, «они нам всегда продадут верёвку, на которой будут повешены».
Китай, вот, тоже пока что предпочитает держать деньги в американской кубышке (и Япония, и ФРГ, и ещё куча влиятельных и не бедных стран). Не держал бы – прошлый год для КНР мог стать ну очень хреновым. Не на одну только Россию идут атаки мирового финансового капитала. Из КНР в прошлом году вывели денег ажно на триллион долларов. Не было бы кубышки – работал бы Красный Китай на мировых буржуев за еду и одежду из «секонд-хенда». А так, и Китай устоял, и рост экономики сохранён, и юань теперь стала одной из резервных валют. И, что тоже немаловажно, ЦБ КНР тоже потихоньку избавляется от «трежериз».
Да, не забывайте, пожалуйста, что в БРИКС Китай является экономическим и финансовым локомотивом. И, положа руку на что угодно, для России это очень хорошо. Всегда можно учесть ошибки локомотива и откорректировать собственные действия. В обозримом будущем именно БРИКС первым пройдёт полную детоксикацию и выведет доллар из расчётов. Но до этого финансового Дня Победы надо ещё дожить и не сделать ошибочных шагов, за которыми пропасть. Шаг вперёд, полшага назад. Постепенность, граждане, и работа головой. Бежать впереди паровоза бессмысленно и опасно. Кому-то надо выставить Россию в качестве трала на финансовом минном поле?
Ссылка