Еще неделю назад вереницы крымских авто растягивались перед МРЭО на несколько километров, водители буквально ночевали на трассе, боясь упустить свою очередь. Сейчас количество машин сократилось, однако по-прежнему в очередях – сотни разногабаритных транспортных средств. Это неудивительно, поскольку отныне правила для таких машин изменились.
Крымские номера серии АК и СН отныне считаются иностранными
"Крымские машины не пускают назад в Крым" – такими заявлениями ежедневно пополняются форумы крымских автомобилистов. Водители, которым в апреле уже довелось пересекать границу с Украиной в пункте пропуска "Чонгар", пишут об очередях крымских машин на украинских номерах серии АК и СН.
По информации Погрануправления ФСБ по Республике Крым, в марте действительно заметно увеличился поток транспортных средств, пересекающих российско-украинскую границу через автомобильные пункты пропуска на севере Крыма. Если в феврале границу пересекло около 42 тысяч транспортных средств, то в марте это количество достигло почти 58 тысяч.
"В среднем за сутки через пункты пропуска проходит от полутора до двух тысяч автомобилей, при этом на Украину их едет на 300-500 автомобилей больше, чем в Российскую Федерацию. Данный факт связан с тем, что многие крымчане продают свои автомобили покупателям с Украины", — поясняют в Погрануправлении.
При этом сами возвращающиеся с Украины водители утверждают, что по дороге туда их предупреждали: если они не успеют вернуться до 1 апреля, назад их не пропустят. Однако поспешили не все, и в итоге десятки жителей полуострова на машинах с номерами серии АК и СН "застряли" на территории сопредельного государства.
"Только что пытался заехать в Крым на СН номерах (я вписан в техпаспорт, прописка харьковская) — не пустили, сказали со 2 апреля все авто СН и АК приказано не пропускать, независимо есть доверенность или нет", — пишет один из местных автовладельцев на севастопольском форуме о правилах пересечения границы с Украиной.
"Успели выгнать на продажу две свои машины, сегодня ехали назад — на нейтралке и на украинской границе стоит много машин с крымскими номерами — не пускает российская сторона, причем официально. Когда ехали на Украину, нас много раз предупреждали российские таможенники, что с 1 апреля с 00-00 не заедете в Крым", — написал еще один участник крымского автомобильного сообщества.
По украинскому законодательству, крымские водители, прошедшие перерегистрацию на российские автомобильные номера, не смогут пересекать административную границу с материком, поскольку для украинских надзорных ведомств документы, выданные в российском Крыму, являются недействительными. То есть российские номера с 82-м (Крым) и 92-м (Севастополь) кодом региона Украина не признает, поэтому люди, которым по работе или в силу личных обстоятельств необходимо жить на две страны, до последнего оттягивали переоформление машин.
Однако отныне машины с украинскими номерами серии АК и СН на территории крымского полуострова считаются иностранными товарами.
"Если иностранное транспортное средство через границу перемещает лицо Таможенного союза, то для ввоза на территорию Таможенного союза, в данном случае в Крым, ему необходимо внести обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Ввоз иностранных транспортных средств разрешен до шести месяцев. По истечении шести месяцев лицо обязано вывезти транспортное средство, либо у лица возникнет обязанность оплатить таможенные пошлины и налоги", — пояснили в пресс-службе Крымской таможни.
Также в таможне добавили, что транспортные средства для личного пользования, имеющие российскую регистрацию, для таможенных целей имеют статус товаров Евразийского экономического союза. В этой связи, в целях завершения временного ввоза, ранее ввезенных иностранных транспортных средств, прошедших перегистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, лицам (собственникам данных транспортных средств) необходимо обратиться на любой таможенный пост Крымской или Севастопольской таможен с заявлением в произвольной форме.
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год с освобождением от уплаты таможенных платежей и без применения мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
ГИБДД: без штрафов можно ездить 10 дней
По информации главы крымского ГИБДД Анатолия Борисенко, с момента, когда сотрудник ДПС останавливает транспортное средство и выносит административное постановление, у человека есть 10 дней для перерегистрации транспортного средства без штрафных санкций. Если он не воспользуется этим правом, то на 11-й день к нему будет применено административное денежное взыскание в размере от 500 до 800 рублей, если его остановят дороге. За последующее аналогичное нарушение последует более крупный штраф или лишение права управления транспортным средством на срок до трех месяцев.
Не получается переоформить – ставь в гараж или продавай на Украину
После 1 апреля у жителей полуострова остались два варианта — пройти перерегистрацию и лишиться возможности въезжать на территорию сопредельного государства либо на крымских номерах выехать на Украину и заново перерегистрировать автомобиль на украинские номера.
По словам самих водителей, сейчас прямо рядом с МРЭО в приграничных городах оборудованы небольшие стоянки для машин с крымскими номерами. В основном там промышляют перекупщики, которые выкупают авто, прямо в МРЭО вместе с владельцем снимают его с регистрации и впоследствии продают его на материке, но уже гораздо дороже.
"У меня был автомобиль Renault, которому более 10 лет. Здесь его потенциальные покупатели смотрели, но больше трех с половиной тысяч долларов за него не давали. Время пришло, и мы решили выгнать его на Украину и попробовать продать там. Так вот я даже далеко не ехал – мне не глядя предложили забрать ее за пять тысяч. Там автомобили стоят сейчас гораздо дороже, чем у нас", — сказал местный житель Игорь.
Также владелец одной из парковок в центре крымской столице рассказал, что с 1 апреля среди его клиентов появилось "пять мертвецов" – так он называет машины на крымских номерах, которые в силу различных обстоятельств переоформить не получилось.
Перевозчики обещают не поднимать стоимость проезда на Украину
Ощутили на себе изменения и перевозчики, возившие людей через границу с Украиной. Один из них, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что до 1 апреля он спокойно пересекал границу через Чонгар, а теперь он в буквальном смысле остался без работы.
"Украина не признает номера с кодами "82" и "92", поэтому мы ездили через границу на серии АК и СН. С 1 апреля россияне штрафуют автомобили с серией АК и СН, поэтому работы у меня теперь нет. На машине с номерами материковой части России через Чонгар тоже не поедешь – у украинцев сразу возникнет вопрос, как попали на территорию Крыма, ведь он для них считается официально украинским, а значит пересекать границу на любых российских номерах там нельзя", — сказал перевозчик.
Единственный вариант попасть на Украину на российской машине с материковыми номерами – ехать через официальные пункты пропуска. Так безопаснее, но дороже – в среднем, поездка из Симферополя в Киев стоит от двух до 2,5 тысяч рублей, в таком же диапазоне стоимость проезда в Донецк и Харьков.
"Перерегистрация на перевозках не отразится, если есть украинские авто. Отразится только для тех, у кого только крымские машины были. На украинских номерах напрямую из Крыма ехать и быстрее, и дешевле, а в объезд, разумеется, дольше и дороже", — пояснил другой перевозчик Геннадий.
Бесплатная перерегистрация автомобильных номерных знаков украинского образца на российские закончилась в Крыму 1 апреля. Неоднократно по инициативе крымских водителей и властей полуострова конечный срок замены номеров переносился. В марте с инициативой очередного пролонгирования выступали власти Республики и Севастополя, однако она поддержана не была.