Европейские сокровища в украинской пиратской пещере
Украина во второй раз за последние несколько месяцев попала в международный музейный скандал. Не успели улечься страсти вокруг запутанной истории с похищенными голландскими картинами, которые якобы находятся на Украине, как теперь там всплыли итальянские полотна. 17 шедевров стоимостью около 15 млн евро, украденных полгода назад из итальянского музея Кастельвеккьо в Вероне, якобы находятся в Одессе.
В краже винят молдаван Павла В. и Анатолия Б., которые привезли полотна на Украину и тут скрываются. В Одессу уже приехали два детектива из Италии, работающие в связке с Интерполом.
«Во вторник обыскивали дом родственника одного из них, но полотен там не нашли. Ранее эти парни попали в объективы камер видеонаблюдения, когда заходили в здание со свертками, в которых могли быть картины», — рассказал близкий к расследованию источник. По одной из версий, полотна могли украсть по заказу из Украины. По другой, холсты попали на неньку случайно, а заказчик находится заграницей.
Воры — преступная группа из полутора десятков человек, в которую входят итальянцы и молдаване. 12 похитителей арестовали две недели назад в Италии и Молдове, двое сбежали на Украину.
«О том, что они в Одессе, в Интерполе узнали, перехватив телефонные разговоры. Молдаване могли просто улизнуть в соседнюю Одесскую область через Приднестровье, провезя картины либо за взятку, либо «тайными тропами». Думали тут пересидеть», — отчитались перед журналистами правоохранители.
СБУ (Служба Безопасности Украины)также считает, что картины могли попасть через Приднестровье. «Граница там откровенно дырявая, и их спокойно могли перевезти через Приднестровье. Непризнанная молдавская республика давно превратилась в серую зону, в которой процветает контрабанда. Есть версия, что часть картин осталась в Молдове, а в Одессу привезли только несколько полотен из коллекции», — добавляют правоохранители.
В кругах коллекционеров и дилеров знают о нашумевшем итальянском ограблении. «Есть информация, что картины хотели продать в одну из стран Восточной Европы. Ходят слухи, что молдаванам часть полотен заказали «ценители» из Украины, а на другую часть еще искали покупателей», — рассказал коллекционер Максим Зарубинский.
Ограбление в городе Ромео и Джульетты — одно из крупнейших музейных преступлений за последние годы. «Музей Кастельвеккьо (переводится как «старый замок») находится в веронской крепости. Трое вооруженных грабителей в масках ворвались в музей 19 ноября 2015 г. вечером, после закрытия, — продолжает Зарубинский. — Была пересменка, и стражи не успели выключить сигнализацию. Воры связали единственного охранника и кассира, а затем вырезали из рам самые ценные экспонаты. Преступники действовали целенаправленно, они знали, что именно похищать. Все указывало на то, что ограбление было совершено по заказу или для вымогательства».
Директор музея Паола Марини также предположила, что кража была заказной. «Нам неизвестно, были ли заказчики украинцами», — говорит Марини.
Арт-эксперт Олег Слуцкий, впрочем, не исключает украинский след: «У нас много богачей, готовых вкладывать деньги в живопись. Действует целая картинная мафия, которая доставляет картины известных художников под заказы отечественных «черных» коллекционеров. Из-за дыр и коррупции на таможне ввезти предметы искусства не проблема. В последние два года из-за событий в стране контроль еще больше ослаб. Правда, если коллекцию в Вероне выкрали не под конкретный заказ, продать ее будет очень непросто».
Среди 17 разыскиваемых полотен — «Портрет дамы» кисти знаменитого фламандского художника Рубенса за €1,5 млн и работы именитых итальянских мастеров эпохи Возрождения. В том числе «визитная карточка» музея — «Портрет мальчика с рисунком куклы» Карото стоимостью €2 млн.
По словам источника, знакомого с ходом следствия, именно за этой картиной больше всего гоняются итальянцы: «Сыщики признаются, что для них главное — найти три самых дорогих полотна, остальное — «мелочевка». Помимо «Портрета мальчика», это «Мадонна с двумя ангелами и перепелом» Пизанелло и «Святое семейство» Мантенья. Каждый из этих двух шедевров оценивают в €8 млн. Эти картины написаны на дереве, поэтому неясно, как их так спокойно вывезли из Италии и ЕС. Это же не холст, который можно свернуть и спрятать».
PS. На Украине привыкли открещиваться от причастности "известных граждан" к криминальному рынку антиквариата и художественных ценностей. Но факты вещь упрямая. В дни "революции достоинства", когда потрошили особняки "регионалов" попадались интересные, но явно "стрёмные" вещи. А смещение власти олигархов в Донецке вскрыло содержимое музея миллиардера Таруты, где на показ "для особых гостей" были выставлены артефакты античности без легенд их приобретения.
В Днепропетровске особой славой пользуется квартира Геннадия Корбана, где "избранным " можно увидеть лучшее собрание импрессионистов в частных коллекциях восточной Европы.
Судя по информации,изложенной выше, приток ценностей с подмоченной репутацией на Украину не ослабевает. Мода на "подпольные эрмитажи" всегда была в чести у фашистских режимов.
Статья написана на основе материалов источника Ссылка