Основная тема СМИ в этой войне, кроме бесконечных катастроф, доставшихся Ираку, в том, что это "был результат ряда «неудач разведки»: британское правительство "заставили поверить", что Ирак представляет из себя то, что Тони Блэр назвал "ясно выраженная опасность" для "международной безопасности", по данным разведки, которые впоследствии оказались ложными.
Блэр сказал нам, что "правительство Ирака активную программу по созданию ядерного оружия, приобрёл уран в Нигере", завёл себе "мобильные заводы химического оружия", которые "могли прятаться от инспекторов ООН по вооружениям", и "имел запасы химического оружия, способные поразить британские войска на Кипре в течение 45 минут".
Все эти заявления были ложными, и всё закончилось обвинениями в «неудачах разведки», создавшими образ службы разведки "совершенно не способной различать достоверную информацию и иллюзорного бреда психов и фантазёров", таких, как пресловутый Curveball, источник многих из выдуманных сказок, которые позже повторяли таким грубым и непререкаемым тоном Тони Блэр и Колин Пауэлл.
На самом деле, теперь мы знаем, что такие источники, как Curveball уже списаны как бредовые, навязчивые лгуны многими спецслужбами задолго до этого, но Блэр и Ко всё же измазали свои руки в их излияниях - и британское правительство полностью отдавало себе отчёт в этом.
И правда, не было никаких "неудач разведки" на войне в Ираке. На самом деле, спецслужбы выполняли свою работу отлично: с одной стороны, делали правильные оценки недостоверной информации, а с другой стороны, предоставляя правительству всё необходимое для облегчения его агрессивной войны. Война в Ираке затем, представляла собой высший пример не "неудач разведки", но успеха разведки.
Быстро перемотаем события до сегодняшнего дня, и мы снова слышим разговоры о «разведке» и "неудачах" предполагающих некомпетентность служб безопасности, когда пытаются объяснить изнурительную развязанную и поддерживаемую Западом войну на Ближнем Востоке: на этот раз в Сирии.
Ранее в этом году министр иностранных дел Мелкобритании Филип Хэммонд признал, что 800 британских граждан присоединились к антиправительственным движением террористов в Сирии, по меньшей мере, 50 из них, как известно, были убиты, сражаясь за Аль-Каиду или Исламское государство. Британская безопасность и разведка, и мы должны в это верить, "были просто не в состоянии остановить их".
Оппортунистические политические "оппоненты" обвиняют, приводя "просто шокирующие статистические данные о некомпетентности", в то время как правительство и его сторонники ещё сильнее разводят сплетни в качестве аргумента для получения больших полномочий и ресурсов для своих служб безопасности. Обе стороны не правы; и более близкий взгляд на некоторые из этих так называемых "провалов разведки" показывает это очень ясно.
В декабре 2013 года стало известно, что МИ-5 пыталась завербовать Майкла Адеболаджо, одного из убийц солдата Ли Ригби, всего за несколько недель до отрезания головы Ригби среди бела дня. Адебаладжо был под надзором как МИ-5, так и МИ-6 в течение более 10 лет. Он находился под наблюдением не менее чем пяти отдельных расследований MI5, в том числе, одна операция была создана специально для наблюдения за ним. Он был, как известно, в контакте с высшим руководством Аль-Каиды на Аравийском полуострове, базирующейся в Йемене, и он был арестован в Кении, когда шёл на скоростном катере в Сомали с пятью другими молодыми людьми, он тогда подозревался в в желании "присоединиться к Аль-Шабааб".
Кенийцы были в ярости, когда они передали его "ракам" (прозвище англичан за красные мундиры - пер.) только для того, чтобы они его освободили, по-видимому, чтобы продолжить свою "работу по найму".
В следующем месяце, 17-летний Асил Мутанна покинул свой семейный дом в Кардиффе, чтобы присоединиться к разбоям в Сирии. Его брат Насер уехал за три месяца до того, и его семья была обеспокоена тем, что Асил попытается присоединиться к нему. Таким образом, они отобрали у него паспорт, и сообщили в полицию о своих проблемах. Полицейские держали семью под пристальным вниманием. Они даже приехали в его дом в 5 вечера на следующий день - после того, как он уехал в Сирию, чтобы рассказать, что "они его не видели накануне вечером..." Он сел на самолёт в 8.35 pm тем же вечером, используя "другой паспорт", выданный Министерством иностранных дел. Его семья была в ужасе, что ему разрешили ехать, "без паспорта", несмотря на все предупреждения.
Аналогичный случай произошёл в июне 2015 года, когда три сестры из Брэдфорда отправился в Сирию - как полагают, чтобы присоединиться к ИГИЛ - и взяли девять(!) маленьких детей с собой. Опять же, эта семья была предметом пристального внимания со стороны полиции с тех пор, когда уехал их брат, чтобы присоединиться к ИГИЛ в Сирии в начале того же года. И совсем не известно, насколько была рискована эта вербовка, но "контртеррористическая" полиция, по-видимому, по уши замешана в их вербовке.
Письмо от адвокатов семьи гласит, что они "встревожены" действиями полиции, якобы активно пропагандирующей и поощряющей контакты с братом, о котором полагают, что он участвует в боевых действиях в Сирии: "Казалось бы, имеет место полное пренебрежение в отношении последствий любого такого контакта [с] семьями тех, кого мы представляем", - пишут юристы, и продолжают:"По сути, NECTU [Северо-Восточная контртеррористическая группа] позволяет эти контакты, они сами были замешаны в вербовке и радикализации женщин".
Октябрь 2014 показал судебный процесс по делу Моаззам Бегг, за различные преступления, связанные с терроризмом. Бегг признался в подготовке британских новобранцев в Сирии - но в свою защиту он произнёс зажигательное утверждение, что "МИ-5 недвусмысленно дала ему зелёный свет во время своих "частых" визитов когда они договорились с ним. MI5 признала, что "это было правдой", и суд развалился.
Шесть месяцев спустя, Радио-4 BBC в эфире дало интервью с Айманом Дином, одним из основателей Аль-Каиды, который впоследствии был завербован МИ-6 в качестве шпиона. Часть "его работы на МИ-6", как он сказал, "было привлечение и поощрение молодых впечатлительных мусульман для вступления в ряды Аль-Каиды".
Затем в июне 2015 года, Абу Мунтасир, известный как крёстный отец британских джихадистов, о котором считают, что он завербовал "тысячи" британских мусульман ехать воевать в Афганистане, Кашмире, Бирме, Боснии и Чечне", дал интервью Guardian, "каясь за свои действия". Он пояснил, что он вернулся из боевых действий в Афганистане, чтобы "создать канал и наладить пути". Я вернулся [с войны] и "открыл дверь, и струйка превратилась я к наводнение". Я их вдохновлял "на работу", я собирал средства и покупал оружие, и не один раз, но в течение от 15-20 лет. Почему я никогда не был арестован, я не знаю".
В том же месяце развалился другой суд, по тем же причинам, что у Бегга. Берлин Джильдо был арестован в октябре 2014 года на пути из Копенгагена в Манилу. Он был обвинён в пребывании в террористическом тренировочном лагере, где проходят подготовку по использованию оружия, а также обладал информацией, которая могла оказаться полезной для террористов. The Guardian сообщает, что обвинение "рухнули в Олд-Бейли (суд в лондоне -пер.) после того как стало ясно, что британские службы безопасности и разведки были бы глубоко "смущены", если бы судебный процесс продвинулся в расследовании".
В январе 2016 года было выявлено, что Сиддхартха Дар отправился в Сирию в сентябре 2014 года, находять под залогом(!) за преступления терроризма()! - уже в шестой(!) раз, когда он был арестован за совершение преступлений, связанных с терроризмом, и вскоре после того, как сообщается, MI5 "пыталась" завербовать его. Полиция потребовала от него паспорт, но не следила за ним; и это несмотря на то, что он показал - в прямом эфире на BBC, на утренней передаче - сто "ему нравится жить в исламском государстве", и что он позже разместил фотографии, где позируют с оружием в Ракке, и есть подозрение, что он - так называемый 'новый Эмвази', появляющийся на видео ИГИЛ в сценах казни.
Оригинальный 'Эмвази' - британо-кувейтец Мохаммед Эмвази - также был хорошо известен британским спецслужбам, которому так же, как Адеболаджо и Дару, по-видимому, была предложена "работа" по линии МИ-5.
Является ли всё это просто "сборником грубых ошибок", или "недостатков разведки" в массовом масштабе?
Эти случаи демонстрируют несколько неопровержимых вещей. Во-первых, утверждение о том, что "службам безопасности требуется больше энергии и ресурсов, чтобы предотвратить побеги" - явно не соответствует действительности.
С 1995 года Министерство внутренних дел работает, с тем, что она называет "Индекс предупреждения": список людей, "представляющих интерес" какой-либо ветви исполнительной власти, которые будут затем "замечены", если они "попытаются" покинуть страну.
Учитывая, что каждый из этих случаев был хорошо известен властям, министерство внутренних дел "по какой-то причине", решило либо вообще не ставить их на "индекс предупреждения", или игнорировало их попытки покинуть страну, когда они были уже зафиксированы на выезде. То есть, правительство решило не использовать уже имеющиеся в его распоряжении полномочия для предотвращения перемещения тех, кто проявляли "самый крайний" "риск", желая присоединиться к сирийским разбоям.
Во-вторых, эти случаи показывают, что британская разведка и безопасность имеют чёткие приоритеты для вербовки склонных к насилию так называемых исламистов над прекращением их деятельности. Вопрос - для чего именно они вербуют исламистов?
На суде адвокаты Берлина Джильдо приводили подробные доказательства того, что само британское правительство вооружало и готовило эти самые группы, за поддержку которых Джильдо и преследовался. В самом деле, Британия была одной из самых активных и рьяных сторонников антиправительственного мятежа в Сирии с момента его создания, и сторонников их поддержки, которая продолжала нарастать даже после этого. Руководило и направляло разбойное движение, что в частном порядке признали Западные спецслужбы в 2012 году. И даже сегодня, когда основным бенефициаром дестабилизации страны "представляется" Аль-Каида, установившая гегемонию над другими антиправительственными силами, Дэвид Кэмерон продолжает открыто связывать себя с мятежниками.
Действительно, настолько ли "надумана" идея о том, что британское государство, поддерживая открыто войну исламистов против правительства БААС в Сирии, также содействует притоку британских разбоев для этой войны? История Мелкобританского сговора с исламистскими военизированными бандами в качестве инструмента внешней политики, безусловно, предполагает, что это "может быть" так. Эту историю мы видели в Ирландии, Афганистане и на Аравийском полуострове, и её роль в формировании британской политики сегодня ещё будет являться предметом статей и расследований.