Президенты Белоруссии и Турции встретились на яхте «Саварона». Она является одной из крупнейших яхт в мире, ранее судно принадлежало создателю Турецкой Республики Кемалю Ататюрку. После приватизации «Саварона» некоторое время использовалась как бордель, затем снова перешла в руки государства.
Похоже, что президент Белоруссии может стать практически единственным главой немусульманского государства, приглашенного на эту встречу. Даже не все страны — члены ОИС представлены на XIII саммите на уровне президентов или премьер-министров. Россию на саммите в Стамбуле представляет посол по особым поручениям МИД РФ Константин Шувалов.
Несмотря на всю гибкость белорусской внешней политики в последнее временя, речь о вступлении страны в ОИС не идет. Однако белорусская сторона намерена после этого саммита получить статус наблюдателя в Организации исламского сотрудничества. Россия вступила в качестве наблюдателя в ОИС в 2005 году.
Итак, в чем же заключается конкретное содержание визита белорусского лидера на берега Босфора? Эксперты выдвигают разные предположения.
Первая версия — экономическая. Белоруссия ищет выход из тяжелого кризиса за счет расширения экономического сотрудничества на Востоке. При этом санкции против турецкого бизнеса в РФ могут стимулировать белорусскую сторону занять освободившуюся нишу. Собственно же белорусско-турецкие экономические отношения имеют давнюю историю. Турецкие строительные компании уже давно имеют опыт работы в Минске. Туристические фирмы из Турции также работают в самой Белоруссии. Турецкому капиталу принадлежит и определенная доля в гостиничном бизнесе. В частности, пятизвездочный минский отель «Корона Плаза» принадлежит турецкой компании Princess International Group. В 2013 году эта же компания также начала строительство еще одной фешенебельной гостиницы — «Минск Принцесс Отель». В последнее время в Белоруссии открывается все больше сетевых турецких магазинов и ритейлеров, торгующих одеждой, например «Вайкики». Однако, собственно говоря, все это пиковый интерес преимущественно турецкой стороны. А, например, для белорусского легпрома, и так пребывающего не в лучшей форме, наплыв курток и брюк, пошитых на верхних этажах домов в стамбульских кварталах, грозит дальнейшим сокращением производства.
Сегодня белорусская экономика крайне нуждается в расширении рынка сбыта своей продукции — особенно после того, как товарооборот и с Россией, и с ЕС снизился почти на треть. Но вряд ли турки готовы закупать белорусские комбайны или молочные продукты. Потенциально Турция с относительно неплохой экономической динамикой, как и другие восточные страны, может стать контрагентом некоторых отраслей белорусской промышленности. Например, традиционно сильной в Белоруссии нефтехимии.
Кроме новых рынков, экономике РБ необходимы новые крупные инвестиции и кредиты. Представители некоторых арабских стран также уже давно являются экономическими партнерами РБ. Например, в 2015 году часть территории в центре Минска выделена под застройку государственным фондам ОАЭ.
Помимо турецкой стороны, у Александра Лукашенко в Стамбуле запланирован еще ряд двусторонних встреч. На этот момент он встретился с казахстанским президентом Нурсултаном Назарбаевым и эмиром Катара шейхом аль-Тани.
В любом случае, переговоры Александра Лукашенко на тему поиска новых рынков и инвестиций, коль скоро они имели место на встрече в Турции, полностью вписываются в концепцию диверсификации внешнеэкономических отношений, разработанную белорусским МИД. Согласно ей, необходимо уходить от жесткой привязки к российскому рынку. И оставив за РФ треть своего сбыта, не менее третьей части продукции ориентировать на ЕС. И столько же — поставлять в страны так называемой большой дуги, в том числе в Азии.
Многовекторная политика
Вторая версия цели визита Лукашенко — внешнеполитическая «диверсификация». В последнее время Минск все настойчивее стремится демонстрировать свою независимость от Москвы и во внешней политике. Это касается и его отношения, например, к российско-турецкому конфликту. Сразу же после инцидента со сбитым в Сирии российским истребителем белорусская сторона выступила с выражением сожаления по поводу конфликта между «братской Россией и дружественной Турцией». Столь теплые слова звучали весьма приятно для турецкого президента, особенно с учетом того, что даже в некоторых странах НАТО, членом которого Турция является, раздалась определенная критика авантюристической политики Эрдогана.
С началом вновь вспыхнувшего вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе белорусский МИД сделал официальное заявление. Оно вызвало негативную реакцию армянской стороны. Это заявление выглядело бы как стандартный дипломатический документ, если бы не всего несколько слов — об урегулировании конфликта «на основе соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств». В Азербайджане, по сообщению портала Haqqin.az, данное заявление МИД РБ восприняли как однозначную поддержку его действий. Так же его поняли и в Армении, где белорусский посол был вызван в армянский МИД для объяснений. При этом, напомним, и Белоруссия, и Армения являются союзниками по ОДКБ.
После событий на Украине и в Крыму белорусская сторона подчеркнуто много выступает с осуждением сепаратизма. Впрочем, в руководстве РФ к этому относятся, кажется, спокойно. Во-первых, нет ни малейших оснований говорить о сепаратизме в самой Белоруссии. Во-вторых, еще более нелепой выглядит истерия, раздуваемая националистической белорусской оппозицией по поводу яко бы готовящейся «агрессии Кремля против Белоруссии».
Основной адресат такого рода посланий — Запад, который уже оценил сигналы и снял санкции с ряда белорусских компаний и высших чиновников.
Одним из главных вопросов в повестке встречи в Стамбуле также должно стать осуждение «агрессии Армении против Азербайджана».
Минская площадка на берегах Босфора
Есть и третья версия визита — «миротворческая». С недавнего времени руководство Белоруссии успешно превращает свое традиционное миролюбие в определенный политический капитал. Как известно, именно Минск стал площадкой для переговоров по Донбассу.
В связи с этим можно вспомнить, что ограничения, введенные РФ в отношении Турции, особенно чувствительными становятся сейчас — накануне туристического сезона. Ежегодно несколько миллионов россиян посещали Турцию, принося ей миллиардные прибыли. Сейчас значительная часть этих доходов находится под угрозой.
При этом многие российские туроператоры и так нашли свою «минскую площадку» — через столицу РБ они вполне легально организовывали вылет россиян в Египет и Турцию, в обход, а точнее — в «облет» запретов. Объявления о таких турах «с подскоком» в Белоруссии этой зимой нетрудно было найти в интернете.
Но все же — это капля в море, тем более в таком, как Средиземное. В преддверии туристического сезона турецкие власти уже сделали жест «доброй воли», взяв под стражу убийцу российского летчика.
Некоторые наблюдатели предполагают, что на встрече в Турции президент Белоруссии Александр Лукашенко может обсуждать и комплекс проблем, касающихся российско-турецких отношений. Иными словами, выступить в роли посредника-миротворца, роль которого ему в последнее время тоже неплохо удается.
P.S. Белорусский акцент
Когда эта статья уже была готова к публикации, агентство БЕЛТА сообщило: президент Александр Лукашенко предложил Реджепу Тайипу Эрдогану «перезагрузку» отношений — с акцентом на развитие экономики и торговли. «Настал момент активизировать сотрудничество, актуализировать повестку дня, откорректировать дорожную карту отношений», — сказал белорусский президент.
В мае намечено заседание межправительственной комиссии, на которой будут рассмотрены вопросы о наращивании турецких инвестиций в Белоруссии, интенсификации туристической сферы и авиасообщения. На ближайшее время также намечен визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Белоруссию.