Ещё в феврале Хейдар аль-Абади объявил о намерении сменить состав кабинета министров с целью борьбы с коррупцией, назначив министрами внепартийных технократов.
Напомним, что 8 апреля госсекретарь США Джон Керри неожиданно прибыл в Ирак. Как сообщали источники СМИ, причина визита — проблемы в иракском правительстве, в результате которых, не исключено, свой пост придется покинуть премьер-министру Хайдеру аль-Абади. Пикантность ситуации придает тот факт, что политический кризис в Багдаде ставит под угрозу успех наступления иракских войск на ключевой опорный пункт ИГ в Ираке — город Мосул. Иракской армии и полицейским в этом активно помогают авиация западной коалиции, артиллерия США (ранее переброшенная на военную базу близ города Махмур в Иракском Курдистане), силы спецназначения и морской пехоты.Отметим, что 6 апреля американский портал The Fiscal Times опубликовал материал о том, что Ираку грозит новый политический кризис даже после освобождения Мосула от террористов ИГ. Издание предположило три варианта развития ситуации в стране.
Первый — сценарий Исламской революции в Иране в 1979 году. Если новое правительство не будет одобрено парламентом Ирака, в стране возникнет политической коллапс и власть захватит радикальный шиитский проповедник ас-Садр. По мнению FT, это может произойти только в случае, если иракская армия не воспрепятствует проникновению бойцов Садра в «зеленую зону» Багдада, где находятся иностранные и правительственные объекты. Тогда Вашингтону придется свернуть военное и гражданское присутствие в Ираке на долгие годы при том, что Штаты потеряли в иракской кампании почти пять тысяч солдат и шесть триллионов долларов.
Второй сценарий — гражданская война по типу Йемена, где столкнутся отряды ас-Садра и бойцы бывшего премьера аль-Малики. Если шииты начнут вести в Багдаде бои с иракской армией, то на авансцену может выйти ИГ — исламисты не только восстановят утраченные в Мосуле позиции, но и смогут начать наступление на Багдад, отмечало издание.
Третий вариант — нестабильный статус-кво. Правительство аль-Абади будет одобрено парламентом, но ситуация в Ираке не изменится в долгосрочной перспективе. В этом случае силы безопасности переключат внимание с боевиков ИГ на бойцов ас-Садра, что позволит джихадистам перевести дух и перейти в наступление.
В чем причина нового политического кризиса? Может ли в стране произойти новый госпереворот? Какую роль в этом играют шиитские формирования ас-Садра и аль-Малики?
После того, как в 2003 года международная коалиция во главе США вторглась в Ирак и свергла режим Саддама Хусейна, американцы создали в стране такую систему власти, при которой премьер-министром всегда будет мусульманин-шиит, отмечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров.
— Соответственно, квоты, которые были нарезаны для религиозных и этнических групп в правительстве — курдов, суннитов и т. д., носят практически декоративный характер, поскольку вся власть сосредоточена в руках премьер-министра. Безусловно, этот факт многих раздражает в стране. Таким образом генератором насилия здесь выступает сам фундамент государственного устройства, заложенный Соединенными Штатами. А сейчас к этому еще и добавились разборки внутри шиитской общины. Напомню, что новые иракские власти формировались из шиитов, причем приглашались и эмигранты. Скажем, тот же аль-Абади вернулся в Ирак после свержения Хусейна, прожив в Англии более 25 лет.
Надо сказать, что бывший премьер аль-Малики, занимавший этот пост с 2006-го по 2014-ый, был все-таки более авторитетным политиком, чем нынешний премьер. Когда Штаты в 2014 году провели рокировку и сделали премьером аль-Абади, то они искренне полагали, что ему удастся неким образом сбалансировать силы. Но аль-Абади, во-первых, с этой задачей не справился, во-вторых, по отношению к нему появилась серьезная оппозиция в лице отстранённого от власти аль-Малики и Муктада ас-Садра, возглавляющего полувоенную шиитскую организацию «Армия Махди». Сейчас 15-ая и 16-ая дивизии иракской армии при поддержке артиллерии, авиации и спецназа США ведут наступление на оплот «Исламского государства» в Ираке — город Мосул.
Тем временем в Багдаде штурм Мосула вообще отошел на второй план, главное — кто будет у власти и как будут распределяться денежные средства. Поэтому новый госпереворот в Ираке исключать нельзя.
С 18 марта более 200 тысяч иракцев принимают участие в общенациональной акции протеста против коррупции во властных структурах. Инициатором этой кампании, которая проходит в столице и крупнейших городах Ирака, выступил ас-Садр, который 27 марта начал бессрочную индивидуальную забастовку в «зеленой зоне» Багдада — центральном районе столицы, в котором находятся администрация президента, правительство, а также большинство посольств иностранных государств, в том числе США, Великобритании, Саудовской Аравии, России.
В этих разборках на самом деле не заинтересованы ни США, ни Иран, но каждый из них хочет доминировать через какую-либо структуру власти. А то, что Тегеран не может повлиять на аль-Малики и ас-Садра — на мой взгляд, показатель того, что иранцы постепенно утрачивают контроль над шиитской общиной, не говоря уже об американцах.
Похоже, все действительно идет к созданию федеративного Ирака, состоящего из Иракского Курдистана, после взятия Мосула — Суннистана, центра в Багдаде и шиитской части государства в Басре. Об этом Соединенные штаты давно говорят, а не так давно во время визита в США спикера иракского парламента Салима аль-Джубури было достигнуто соглашение об открытии иракского суннитского представительства в Вашингтоне.
Но вся проблема в том, что такой вариант — слишком идеальный, и не факт, что так будет на самом деле. А если ситуация будет и дальше развиваться, как она сейчас развивается, у шиитов может возникнуть несколько автономий — две или три, ориентированных на аль-Малики, ас-Садра или еще кого. Дело в том, что за каждым лидером стоит та или иная племенная структура. Да, аль-Малики, и ас-Садр — это шииты, но каждая стоящая за ними плененная структура претендует на нечто большое, чем сейчас. Поэтому раздробление т.н. Шиитостана в Ираке на несколько частей — весьма вероятный сценарий.
Арабист, старший преподаватель кафедры департамента политических наук НИУ ВШЭ Леонид Исаев также полагает, что новая волна политического кризиса в Ираке может спровоцировать смену власти в Багдаде.
— Этого действительно нельзя исключать, поскольку в Ираке очень слабая политическая система, которая так и не смогла окрепнуть после вторжения американцев в марте 2003 года. Хотя, на мой взгляд, определенные предпосылки для этого были вовремя первых лет правления аль-Малики. Но, к сожалению, ряд серьезных ошибок, в первую очередь — в отношении суннитского населения, привели к катастрофическим последствиям. И до сих пор иракцы не могут найти ту «золотую середину», которая позволила бы этому государству нормально существовать.
Если во времена правления Саддама Хусейна сунниты занимали главенствующее положение в государственных структурах Ирака, однако после вооруженного вторжения США и свержения Хусейна власть была передана шиитам. Проблема в том, что вряд ли Ирак смогут спасти какие-либо внешние силы — ни США, ни Иран не помогут до тех пор, пока в стране не будет проведена политика национального примирения и согласия. Поэтому там и образовалось «Исламское государство» (в 2006-ом появилась группа «Совет шуры моджахедов», которая потом трансформировалась в «Исламское государство Ирак», в 2013 году после решения включиться в войну в Сирии, организация стала называться «Исламское государство Ирака и Леванта» — «СП»). Тот факт, что ИГ в большей степени перекинулось на Сирию — не заслуга Багдада, а показатель того, что в Сирии на тот момент ситуация для исламистов была еще благоприятная, чем в Ираке.
Сейчас в Сирии для «халифата» наступили не лучшие времена — благодаря действиям российских военных с войсками Асада и на фоне дипломатических усилий Москвы и Вашингтона. Но это создает предпосылки и к тому, что ИГ и другие террористические структуры развернут основной фронт борьбы именно на территории Ирака. Понятно, что это еще сильнее дестабилизирует ситуацию и послужит фактом того, что уже на иракской территории внешние силы развернут более масштабные действия — по приглашению ли официального Багдада или Эрбиля (столица Иракского Курдистана — «СП»), но это может вообще уничтожить страну, как таковую. В этой ситуации иракским курдам ничего больше не остаётся, как проводить референдум о независимости.
Понятно, что американцы много чего наворотили в Ираке, но основная проблема, на мой взгляд, кроется в самом иракском правительстве. Кстати, американцы перед выводов войск, все-таки смогли выработать модель достаточно эффективного суннито-шиитского взаимодействия в борьбе с террористами — Штаты неплохо координировали различные отряды и племена. Иракцам к такой модели прийти не удалось. В итоге различные племена и военизированные отряды подвержены местечковой политике — каждый охраняет исключительно свою сферу влияния и не думает о государстве в принципе.
Багдад не научился аккумулировать эти интересы в нечто единое, балансировать и выстраивать стратегию. В этом главная проблема Ирака, поэтому страна — лакомый кусок для исламистов всех мастей. В то же время этим пользуются внешние силы, которые делают на разные группы ставки и через них обозначают свое присутствие. В конечном итоге, это может привести к тому, что Ирак просто разорвут на части.