27 августа 1998 года в состав United States Navy вошел новый эсминец с управляемым ракетным оружием типа Arleigh Burke. Эсминец получил название USS Donald Cook (DDG-75) и был приписан к Роте — пункту базирования 6-го оперативного флота ВМС США в Испании. 12 апреля 2014 года DDG-75 влип в историю с облетом эсминца в Черном море российским фронтовым бомбардировщиком Су-24М. Встреча корабля и самолета произошла в международных водах, вызвала много шума, но на фоне событий в Крыму и в Донбассе была быстро забыта. Проказница-судьба явно была раздосадована этим фактом, и ровно два года спустя, 12 апреля 2016-го, снова свела USS Donald Cook с российскими «двадцать четвертыми». На сей раз — тоже в международных водах, но уже на Балтике, в 70 км от Балтийска.
Как и в случае с USS Maddox, новый инцидент с USS Donald Cook получился довольно мутным, но не столь драматичным. Сколько раз, на какой высоте и на каком удалении от эсминца Су-24М совершали пролеты, точно сказать невозможно: данные разнятся. Если в чем-то и можно быть уверенным, так это в том, что российские самолеты проходили мимо янки неоднократно, были без вооружения на подвесках, не пересекали курс американского эсминца, не проходили непосредственно над ним и послужили хорошим развлечением для команды корабля. Последнее можно понять из оживленной реакции американских моряков, попавших во время инцидента в кадр.
Пара слов о «самцовости»
Акции демонстрации силы в международных отношениях, проводимые в той или иной форме, были всегда. Их можно было называть по-разному, например — «демонстрация флага». Такие акции периодически приводили к политическим кризисам, изредка становясь поводом к началу боевых действий, но никогда не являясь их причиной.
Покойный адмирал Эдуард Балтин, Герой Советского Союза и бывший командующий Черноморским флотом, называл такие действия «проявлением самцовости» (от слова «самец»). Причем проявляли эту «самцовость» не только мы по отношению к нашим беспокойным соседям, но и они к нам. Происходило это во времена СССР так часто, что чтобы как-то узаконить эту «самцовость», появились специальные международные соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним. Кстати, ни подобные соглашения, ни действующие Международные правила предупреждения столкновений судов в море наша страна 12 апреля не нарушила. В противном случае, наш МИД получил бы уже американскую ноту с четким перечислением нарушенных РФ статей.
Как натянуть сову на глобус
Итак, на новый «Тонкинский инцидент» с последующей резолюцией Конгресса США, дающей право Белому дому жахнуть по провинившимся всей мощью дубинки дяди Сэма, новое происшествие с USS Donald Cook никак не тянуло. Демонстрация силы в международных отношениях, пусть порой и на грани фола, всегда была, есть и будет — 12 апреля лишь подтвердило это. Что, впрочем, не помешало определенным лицам попытаться «натянуть сову на глобус» и представить инцидент на Балтике как нечто из ряда вон выходящее.
Почему это проделывается отдельными иностранными СМИ и политиками — понятно. Политическая конъюнктура такова, что грех не повесить на «хребет» русского «верблюда» еще одну «соломинку» — авось «хребет» и сломается. По сей причине CNN вещает о «явной агрессивности русских», члены правительств прибалтийских республик в каждой подворотне видят «следы гибридной войны Путина», украинские СМИ пишут про «условный удар российской авиации по Босфору», поляки вызывают «на ковер» российского посла из-за не взлетевшего «в результате русской провокации» с американского эсминца польского вертолета, а госсекретарь США Джон Керри заявляет, что российские самолеты «могли быть сбиты». Правда, тут же уточняет: «В соответствии с правилами ведения боевых действий».
Минуточку. Но раз никаких боевых действий нет, то янки имеют полное право гулять в международных водах, а русские имеют столь же полное право за янки ненавязчиво присматривать, с ревом проходя на бреющем неподалеку, правильно? Правильно. Об этом тут же напомнило Минобороны РФ в лице начальника управления пресс-службы и информации генерал-майора Игоря Конашенкова: «Принцип свободы судоходства эсминца ВМС США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов».
Ситуация ясна
Керри знает, что российские пилоты «правил игры» не нарушали, а потому все это возмущенное фырканье из Вашингтона — чистой воды ритуал с элементами игры «на обострение». Знает об этом и представитель Белого дома Джош Эрнест: «То, что российские самолеты действуют подобным образом, не является чем-то необычным». Знает об этом и офицер ВМС США в отставке Рик Хоффман, прокомментировавший «молчание» средств ПВО американского эсминца 12 апреля так: «У нас же нет войны с Россией. Нельзя убивать людей только потому, что они тебя раздражают». Знают об этом и американские моряки из экипажа эсминца, улыбающиеся на фоне пролетающих Су-24М. И уж тем более об этом знает МО РФ. Действительно, для профессионалов ситуация ясна.
Балтика, наша база в Балтийске. Близ базы в полигонах наши экипажи палубных противолодочных вертолетов в рамках контрольной проверки за зимний период обучения проводят учения по поиску, слежению и уничтожению подводной лодки условного противника. Тут же корвет «Бойкий» и сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проводят практические стрельбы по морским и воздушным целям. В роли морских целей — буксируемые щиты, в роли воздушных — сбрасываемые «сушками» осветительные бомбы САБ-250. Вовсю работают гидроакустика, связь и радиолокация. Стрекочат вертолеты, проносятся парами Су-24М, ахают артиллерийские комплексы, уходят в небо шлейфы зенитных ракет.
Поближе к этому «представлению» с ушками на макушке подтягивается американский эсминец. Естественно, наши его «пасут»: DDG-75 явно лишний на нашем «празднике жизни». Но при этом, будучи в международных водах, он в своем праве.
Представьте, вы видите подбирающегося к вам явного карманника. Он еще не умыкнул ваш кошелек, потому с поличным его поймать не получится. Отрихтовать ему физиономию вы тоже не можете, потому что УК РФ никто не отменял. Что в такой ситуации вы будете делать? Вы намекнете воришке, что его затея разоблачена, а если он не поймет намека — пошлете его прилюдно подальше. И погромче.
Именно это наши «Сушки» де факто с эсминцем и сделали. Причем не переходя рамок дозволенного. Янки намек поняли и, тоже не переходя рамок, спокойно ушли в литовскую Клайпеду. «Умелись», как говорят моряки. Однако история на этом и не думала кончаться.
Игра продолжается
Новое происшествие, случившееся 14 апреля, генерал-майор Конашенков описал следующим образом: «Дежурные силы ПВО над акваторией Балтийского моря обнаружили неизвестную воздушную цель, которая с большой скоростью направлялась к российской государственной границе. Для идентификации цели из состава дежурных сил авиации Балтийского флота был поднят один истребитель Су-27, который, совершив ее облет, определил объект как самолет-разведчик RC-135U ВВС США. После визуального контакта с российским самолетом Су-27 самолет-разведчик RC-135U изменил курс в противоположную от российской границы сторону».
То есть, перед нами — опять ситуация «мы видим карманника, мы идем ему навстречу, мы обозначаем свое присутствие и свою готовность к действию, карманник уходит». Ничего нового. Реакция американской стороны, привычно охарактеризовавшей действия военных РФ как «небезопасные» и «непрофессиональные», тоже не несла в себе принципиальных инноваций. Да и какие могут быть инновации в деле, где все было обкатано «от и до» еще в минувшую «Холодную войну»?
Старая-новая игра в «я тут самый крутой» на море и в воздухе продолжается. Это не хорошо, не плохо, это просто факт. После развала СССР мы на время ушли из «высшей лиги». Мир стал однополярным, и его хозяева привыкли, что они могут вести себя как угодно и где угодно. С укреплением Российского государства к его руководителям вернулось понимание, что наше молчание в ответ на чужую вседозволенность не ведет к конструктиву. Что есть чужое, а есть наше — и это «наше» надо защищать от чужих, даже если они в официальной переписке толерантно именуются «партнерами».
Есть зона ваших интересов, есть зона наших интересов. Мы не рвемся делать селфи на фоне нью-йоркской статуи Свободы или доков Норфолка, но и вы не лезьте в нашу Балтику, ферштейн? Нет? Тогда наши Су-24 и Су-27 спешат к вам. Вы «возмущены»? Ок, мы тоже «озабочены». И — да, нам не стыдно. Потому что все эти «танцы с саблями» творятся почему-то у нашего порога, а не у вашего.
Суть идущей игры проста — нас давят, мы не гнемся. Потому что если прогнемся — нас будут давить дальше и дальше до «контрольного щелчка». До состояния, когда «мировое сообщество начнет неистово негодовать» в ответ на выход из гавани Балтийска не то что нашего военного корабля, а спасательного плотика. До положения, когда над Петербургом будут кружить не только наши экскурсионные вертолеты, но и самолеты-разведчики НАТО. Хотите этого? Нет? Тогда добро пожаловать в мир жестких мужских игр. У этих игр есть свои правила. Самое главное из них — быть сильным.
Лирическое отступление
Сделаем маленькое отступление. Одно из главных разочарований современной России в т. н. «западных ценностях» — это разочарование в декларируемых Западом правилах игры. Почему-то многие у нас считали, что они базируются на некоей сверхсправедливой, неизменной и общей для всех законодательной базе, а оказалось, что за действиями Запада стоит не закон, а наидремучейшее право силы. Что и неудивительно, поскольку испокон веков за любым законом стоит сила, принуждающая к исполнению закона. Трагедия либерализма в новейшей истории России — это во многом трагедия утопии, налетевшей на рифы реальности. Это трагедия тех, кто считал, что стараться быть сильным — это вульгарно и стыдно. Это трагедия апологетов инфантильного лозунга «Мир—дружба—жвачка!»
Увы, в реальном, а не придуманном мире по-прежнему прав тот, кто сильный. Самый сильный является самым правым и устанавливает свои законы для всех остальных. Хотите быть правым? Становитесь сильным. В противном случае, вам придется играть по чужим правилам, которые в любой момент могут поменяться по усмотрению самого сильного. Считать иначе — значит жить в мире иллюзий и заниматься опасным самообманом. Примеров тому не счесть.
Пора снять розовые очки
Удивительно, но развернувшаяся в нашем медиапространстве шумиха вокруг происшествия 12 апреля показала, что у нас в России довольно много людей, добровольно живущих в мире иллюзий. Ибо быть гражданином России, заламывать руки над американским эсминцем и причитать при этом о каких-то нарушенных Россией правилах — это и есть та самая добровольная жизнь в мире иллюзий. В мире, где почему-то отсутствует расширение НАТО на восток. Где нет регулярных вылетов истребителей НАТО на перехват наших военных самолетов в международном воздушном пространстве. Где никто знать не знает про попытку перехвата следующего в Калининград Ту-154 с министром обороны РФ Сергеем Шойгу на борту. Где никто не подозревает о развертывании вдоль наших западных границ системы ЕвроПРО, частью которой является тот самый DGG-75. Зато в этом волшебном мире есть USS Donald Cook, «который чуть не сбил столь безответственно близко подлетевшие к нему наши самолеты». Ах-ах — Третья мировая на пороге.
Во-первых, Третья мировая у нас всегда на пороге, иначе наши РВСН не были бы войсками постоянной боевой готовности. Во-вторых, у командира американского эсминца не было причин открывать огонь по нашим самолетам, т. к. те никаких писаных законов своими действиями не нарушали. В-третьих, находящийся всего в 70 км от нашей базы в довольно тесной акватории Балтийского моря американский эсминец в случае удара по Су-24 неминуемо первым попадал бы под раздачу в результате «ответки» — и для командира эсминца, в отличие от госсекретаря США, «игра на обострение» явно не стоила свеч. В-четвертых, наши силовики все правильно сделали. В-пятых, учитесь жить без розовых очков.
Русский алгоритм
Ну и «под занавес» давайте познакомимся с комментариями к произошедшему со стороны не диванных экспертов.
Денис Тоскин, проходил службу на Дважды Краснознаменном Балтийском флоте, сейчас яхтенный капитан: «Ни для кого не секрет, что в международных водах у военно-морской базы Балтийск испокон веков «паслась» троица немцев-разведчиков (A50 «Альстер», A52 «Осте», А53 «Окер» ). С ними за компанию периодически работали шведский A201 «Орион», и датский P562 Viben с контейнером РТС на борту. И если последние два были не совсем частыми гостями, то первая тройка — гости постоянные. Наши самолеты облетают их систематически. Это, если хотите, уже как некий церемониал: «Здравствуйте, вы снова к нам? Очень хорошо, мы в курсе, что вы здесь работаете. Все в порядке, только ничего не нарушайте». И вот что самое забавное — ни от МИД ФРГ, ни от МИД Швеции и уж тем более от МИД Дании мы не слышали не только нот протеста, но и вообще каких-либо претензий в наш адрес. Почему? Видимо, немцы, шведы и датчане уже привыкли к этому церемониалу, а вот их заокеанские «хозяева» его несколько подзабыли. Что ж, напоминаем — ничего не поменялось, традиции демонстрации флага по-прежнему в силе».
Читайте также: Замораживать и ждать. Ирина Алкснис о российском способе решения конфликтов
Александр Викторов, капитан-лейтенант запаса, бывший командира группы на АПЛ проекта 971: «Честно говоря, вся эта шумиха с облетами нашими ВКС кораблей НАТО и сопровождение их же ВВС в воздухе вызывает недоумение. Очень похоже на то, что западные вояки хотят «выбить бюджет», разжалобить налогоплательщика, потому и плачут. Деньги ведь слезу любят… Новость-то в чем? В том, что Мы и Они мониторим ситуацию на опасных направлениях? Этой новости уже лет сто. Я не могу себя назвать ветераном ВМФ, но с курсантских времен помню до заклепки «брюхо» патрульных самолетов «Орион» и прочей западной летающей коллекции. Как-то не очень они стеснялись «опасно» пролетать над нами, а после разбрасывать гидроакустические буи. Работа такая. А что творится, когда ты проходишь проливы, которые принадлежат странам НАТО! Там мышь не проскочит! Проход Босфора — это вообще движение в бульоне из маломерных судов, с которых тебя постоянно фотографируют. Там объективы на камерах стоимостью в два катера! Еще по поводу «Кука» хотел бы заметить, что это не рыболовный траулер, а серьезный корабль с ударными комплексами. 70 км до цели (в данном случае — Балтийск) — это, с ракетной точки зрения, мгновение».
Александр Покровский, капитан 2 ранга запаса, 12 боевых служб на атомаринах, писатель-маринист: «Ну, вот как всегда: сначала немного включаем разведаппаратуру в 70 км от нашей базы, потом обижаемся на то, что гонять начинают. Потом звоним Лаврову, потом он посылает к... Министерству обороны, а потом вдруг начинаются безграмотные разговоры о боевых действиях. То есть полез — получил. Получил, но возмущен? Возмущен — послали. Что такое 70 км до нашей базы? Это чуть больше 35 морских миль. 12 миль — терводы. То есть, учения (или что там у американцев было?) происходило рядом с нашими терводами. И они хотели, чтобы к ним не прилетели 2 самолета? Хорошо, что не 20 прилетели. Обычная практика: устраиваешь учение рядом с чьей-то базой — жди ответную реакцию. Дождался — не сетуй».
Как-то Конфуций, если верить легенде, сказал: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Сейчас у нас и у наших соседей на дворе как раз она — эпоха перемен. Эпоха не простая, тяжелая и опасная. Меняется Россия, меняется мир. Понятно, что некоторым нашим соседям очень трудно согласиться с этими изменениями, а особенно — с уходом однополярного мира. В силу этого русский алгоритм «Полез — получил. Получил, но возмущен? Возмущен — послали», надо полагать, еще долго будет актуальным.
Андрей Союстов