Мой отзыв о фильме "Герой"
Не могла дождаться премьеры «Героя», поэтому рванула на первый же сеанс в первый же день показа. Была готова увидеть почти пустой зал … Но уже по дороге в кинотеатр увидела нескольких девушек, спрашивающих дорогу в кинотеатр, и сразу поняла: это НАШИ люди! Кстати познакомились - девушки оказались из … Эстонии, специально приехали на «Героя».
Пока ждала начала сеанса в фойе, успела рассмотреть пришедшую публику. Думаю почти на 99% это были поклонники именно Димы. Так что тот посыл режиссёра Юрия Васильева, о котором он рассказывал перед предпоказом, оказался очень точным: Билан способен привести молодёжь на серьёзное историческое кино! Было много молодых лиц – и школьниц и студенток. Были молодые пары, были мамы-папы с детьми, было несколько взрослых дочерей с мамами, было несколько пожилых пар и даже совсем стареньких … дедушек. В общем, первое, что меня очень порадовало: зал был почти полным! В будний день в очень неудобное время – 18.00! Это очень порадовало …
Ну а дальше моим радостям просто не было конца.
Первая огромная радость, «Герой» - это настоящее больше кино! Не киноагитка, не однодневка в расчёте на славу Билана, не затянутая костюмированная тягомотина, это – КИНО! Высокохудожественный продукт, сделанный добротно и вдохновенно!
И снято оно в обожаемой мною стилистике – эдакая смесь чеховского и толстовского миров! Завораживает всё это, начиная с потрясающих титров и музыки! Этот отсыл к нашей великой классической литературе проходит сквозной линией через весь фильм.
Герой Балуева – чем вам не «Лопатин» из «Вишнёвого сада» или купец Лютов из «Клима Самгина»? Правда он не настолько рефлексирующий, как у Горького, но в конце тоже стреляется … поняв, что любовь за деньги не купишь.
И сама усадьба князей Чернышёвых - отсыл к чеховской атмосфере. Родовое гнездо как нежный образ будущего, которого - увы! - нет почти у всех членов этой семьи...
Только у Чехова эти «дворянские гнёзда» оставляют послевкусие невосполнимой потери и горечи утраты прежнего мира, а в фильме «Герой» родовое гнездо в конце фильма возрождается.
Свернутый текст
А образы сестёр-княгинь – по моим ощущениям, толстовские «Наташа и Соня». Приземлённая старшая и воздушно-невесомая, озорная младшая. И вообще стилистика «Героя» - это тоже противопоставления войны и мира. Как у Льва Николаевича.
Подобная стилистка требует огромной работы над костюмами, интерьерами, деталями, антуражем. Всё сделано с тончайшим вкусом и главное – с исторической достоверностью, что большая редкость для современного исторического кино. Я как историк получила эстетическое удовольствие от лиц, языка, от мизансцен, от атмосферы огромного уважения к нашему прошлому.
Ольга Погодина-Кузмина, писатель, автор сценария фильма: "Есть простая идея, лежащая в основе фильма и книги. Мы, сегодняшние, связаны с прошлым узами крови, родства. Наверное, самая большая трагедия нашего народа состоит в том, что война и власть вторглись в самую сердечную, глубинную часть человеческой жизни — в семью. Люди прятали и уничтожали альбомы с фотографиями, подвергались цензуре семейные легенды и предания. Меняли фамилии и отчества, чтобы скрыть свое происхождение. Важным персонажем советской мифологии стал Павлик Морозов — символ отречения от рода. Но сегодня мы возвращаем себе историческую память родства с героями и жертвами Первой мировой и Гражданской. Может быть, эта политая кровью почва даст нам новый миф о русском мире. Ведь миф — наш главный инструмент для понимания истории».
Очень интересен сам замысел кино «Герой», в основе которого переплетение 2-х историй. Но снято всё не линейно по принципу – «прошло 100 лет…», а сюжеты 2-х историй любви переплетены и закольцованы.
Совершенно не согласна, что это «клиповый монтаж». Это современная стилистка кино - где не нужно, как в сериалах, пережёвывать бесконечно сюжетные линии, где недосказанность - тоже часть истории. Потому что и сам фильм заканчивается многоточием, и можно нафантазировать себе любое его продолжение …
Эта закольцованность сюжета, а отсюда и отчасти его аллегоричность и символичность – тоже характерные черты фильма «Герой». Умирающий кузен Веры – несостоявшийся поэт! Как наш поклон великим поэтам серебряного века, заканчивавшегося как раз в годы Гражданской…
Этот спасённый Андреем Долматовым солдат, спасающий потом Андрея … как тот самый «униженный оскорблённый», восставший против старого мира.
И всё-таки состоявшийся выстрел барона …
Объяснение в любви под дождём и встреча через столетие … под очистительным дождём в той же самой усадьбе … И таких интересных находок очень много. Посмотрю фильм ещё раз – наверняка что-то ещё разгляжу.
В «Герое» подобрался совершенно замечательный актёрский ансамбль. Главные героини словно сошли с полотен художников рубежа XIX-XX веков, без налёта гламура и искусственности.
Украшением фильма стали два практически эпизодических образа - в исполнении Адабашьяна и Васильева. Один привнёс парижский шарм, а второй - колорит и тонкий юмор. В сценарии очень добротно прописаны диалоги! Огромное удовольствие я получила от роли Лилиты Озолини. Кстати, она, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему красива – из породы женщин, светящихся изнутри.
Вот и Светлана Иванова из такой же: я не знаю больше в нашем кино таких светящихся, лучистых глаз! Этот внутренний свет компенсирует и маленький рост, и неканоническую внешность…
Хорош был Башаров – кстати, у него в «Герое» большая роль. Вот та встреча Андрея с бароном … во время Ледяного похода – дорого стоит! Слёзы катятся в этот момент просто бесконтрольно…
Но главная моя радость конечно это Дима … Все мы знаем, что играть положительных героев крайне сложно. Чисто актёрски, очень часто такие персонажи – плакатные и плоские. Но Герой Билана – человек чести, при этом глубокий, думающий, страдающий … И всё это В ГЛАЗАХ – в бездонных прекрасных глазах Димы, которые полны мысли и чувств. Крупные планы Димы – необыкновенно хороши, а в некоторых сценах, на мой взгляд, просто гениальны. Особенно в сцене прощания с Верой на вокзале…
Кроме того, Билан на экране невероятно чувственный и красивый – чисто физически. Эта его сдержанная, но бьющая «наотмашь» сексуальность – редчайшее качество для российских актёров. Дима в этом смысле просто рождён, чтобы играть на экране любовь. И в высоком (духовном) смысле. И в том самом приземлённом, чувственном. А ведь это было очень непросто – потому что за 2 небольшие сцены мы должны были понять, что же нашла юная Вера в этом мужчине, чтобы так без памяти в него влюбиться! И умереть от тоски! Когда видишь на экране Билана – таких вопросов не возникает.
Очень точно и тонко в сценарии две эти составные части ЛЮБВИ разведены на 2 разные истории. Одна история с Верой – несостоявшийся первый поцелуй, робкие объятия, чувственный порыв Веры при встрече с Андреем в госпитале, но … СМЕРТЬ кузена прервала этот момент …
А вторая история - с героиней Юлии Пересильд - мгновения земной, минутной любви посреди смерти и войны …
Кстати интересно выстроена мизансцена в сцене в госпитале. Там и зеркала, как символ какой-то иной , практически потусторонней жизни, и взгляд на ОБРАЗА - пред Богом Андрей и Вера были супругами …
Я знаю, где-то, среди звёзд, навсегда останется память о нашей любви. И, может быть, спустя века, мы снова вернёмся на землю, чтобы искать друг друга. И вместе прожить наше нерастраченное счастье…
Отдельно хочется сказать о музыке – просто ГЕНИАЛЬНОЙ! Эдуард Артемьев – один из последних «из могикан» в нашем кино, умеющий создавать музыку, которая, не перетягивая на себя внимания, не отвлекая от сюжета, становится частью повествования. Неотъемлемой! Ну а романс в конце – это просто очередной шедевр композитора. Советую всем дослушать его до конца, потому что Дима просто феноменально его поёт …
Пойду в кино ещё раз ... и всем советую составить собственное мнение.