КРАСИВАЯ СТРАНА, КРАСИВЫЕ ЛИЦА
О фильме "Герой"
Вышедший в большой прокат фильм "Герой" немедленно стал причиной ожесточенных баталий критиков. Тем более что незадолго до него прошла премьера еще одной картины, поставленной на материале Гражданской войны - "Контрибуция", собравшая сильный актерский состав, поставленная известным режиссером на основе текста знаменитого писателя и... с треском провалившаяся. Честно говоря, от "Героя" многие ждали того же. Слава Богу, вышло иначе. Картина не оправдала ожидания... в лучшем смысле.
Фильм... прежде всего, приятен для глаза. Серо-буро-грязный фон "Контрибуции" вызывал уныние. "Герой" сделан так, как делают великолепную рекламу - невозможно оторваться от "картинки". В этом смысле "Герой" напоминает "Сибирского цирюльника" работы Никиты Михалкова и в чем-то даже превосходит блистательный первый опыт настоящего "белого кино".
Дореволюционная Россия, 1914 год: красивая страна, красивые люди (не только характеры, еще и весьма удачный подбор лиц), красивая природа, одежда, даже лошади - и те чудо как хороши. Да, в общем, и история любви, оборванной трагическими событиями Гражданской войны, но через сто лет воскресающей, пленительно прекрасна. Фильм представляет собой превосходный образец того, что я назвал когда-то "Викторианской Россией". Этот эстетический феномен представляет собой осознанную тягу к временам Российской империи, к разумной романтизации быта державы - времен, скажем, Александра III или Николая II. Вся соль эстетики "Викторианской России" - образ русского государства, одновременно сильного и уютного. Уютного - это следует подчеркнуть, ведь главное в современном русском викторианстве - напоминание о потерянном рае, об эпохе покоя и постоянства.
И в этот уют зрителю хочется вернуться. Притом вернуться не одной только мыслью, а вживе. То есть, чтобы наше здесь-и-сейчас постепенно повернуло на дорогу, в конце которой произойдет слияние неказистого настоящего со сверкающим прошлым.
Да почему бы и нет, в конце концов?! Тот глуп, кто хочет от будущего вечной "чернухи". Тот ленив, кто не ждет от будущего ничего, кроме незамысловатого продолжения серого сегодня. Дорога-то в сторону красоты, пусть и исчезнувшей когда-то, хороша, потому что... раз тогда наши предки умели так жить - значит, и мы когда-нибудь сможем.
ФИЛЬМ УЧИТ УВАЖАТЬ СВОЮ СТРАНУ И СВОЙ НАРОД
Да, в конечном итоге старая Россия на экране рушится, защищаемая лишь горстью героев... Но их дело погибло не бессмысленно. Во-первых, Россия получила весьма дорогостоящий урок: каких ошибок совершать не надо и каких персон с их кликушеским идеалом - "Дайте, дайте, дайте мне власть - и я всем обеспечу с-с-святую свободу!!!" - не надо слушать. Иначе закончится ровно тем, чем закончилось сто лет назад. Во-вторых, от людей старой России, убитых, но оставивших в истории благородный след, или же сохранивших опыт и культуру дореволюционной жизни, уцелев в эмиграции, к России нынешней протянулись ниточки, по которым передается некое почти забытое, но очень важное знание о собственных корнях. И значит, нынешняя Россия постепенно возродит в себе то, что вроде бы ушло безвозвратно в эпоху броневиков-трибун-реквизиций. Ведь на самом деле не ушло, все-таки не ушло.
Да, есть в картине несколько срывов на плакатность, но их очень немного. Слава Богу, режиссер Юрий Васильев избежал истерического публицизма.
Теперь о вопросе, который у многих, думаю, возник по поводу этой картины задолго до того, как она появилась в прокате: "Как же Дима Билан сыграл белого офицера? Это эстетически несоединимые понятия! Как же? Как же?" А вот так же. Сыграл вполне достойно, без соплей, надрыва и гламура. Как мужчина. Пожалуй, лучше, чем Хабенский сыграл Колчака в фильме "Адмирал". Достойная работа, никакой эстетической фальши не произошло.
Резюмирую: "Герой" - новая очевидная удача "белого" кинематографа после "Господ офицеров", "Гибели Империи" и все того же "Сибирского цирюльника".
Подробнее: Красивая страна, красивые лица http://tsargrad.tv/article/2016/04/25/k … sivye-lica
Отредактировано svetulen4ik (25 Апр 2016 15:51:35)