Исследования проводились в двух национальных группах: среди литовцев и национальных меньшинств (русские, поляки, белорусы). Этнические литовцы опрашивались в Вильнюсе и Радзивилишках, представители национальных меньшинств — в Вильнюсе, Клайпеде и Шальчининкае. В Клайпеде в опросе приняли участие в основном русские, в Шальчининкае — поляки, а в Вильнюсе — представители трех национальностей. В каждом городе были проведены групповые дискуссии, в которых принимали участие от 6 до 7 человек. Опрашиваемые люди были в возрасте от 18 до 29 лет.
«Впервые мы применили качественный метод исследования, более ранние исследования проводились количественным методом. Это значит, что опрашивалось достаточно большое количество людей. Тем не менее данное исследование не дает ответа на вопрос о том, почему люди выбирают те, а не иные медиаканалы», — рассказала Милда Шалтените, руководитель качественных исследований компании TNS. В ходе исследования не учитывались образование или социальный статус респондентов.
Шальчининкай: российское ТВ и русскоязычный еженедельник
Исследования показывают, что национальные меньшинства в Вильнюсе в основном используют интернет. На втором месте — телевидение. Как правило, это либо литовские, либо российские каналы. В Шальчининкайском районе похожая тенденция с той разницей, что если в Вильнюсе молодежь не читает печатные СМИ, то в Шальчининкае популярен местный еженедельник Šalčios žinios («Шальчининкайская жизнь»), который издается на русском и литовском языках. Это единственное местное издание.
«На сегодняшний день доминирующей культурой является русская. Наш район всегда был многонациональным, но растет влияние польского языка. Наша молодежь хорошо говорит по-польски, по-литовски и по-русски. Многие свободно говорят на английском языке. Мы хотим сохранить мультикультурализм, но также и укрепить позиции польского языка», — так в 2013 году в интервью Znad Wilii прокомментировал ситуацию губернатор Шальчининскайского района Здислав Палевич.
«ВКонтакте» и «Яндекс»
К сожалению, в Шальчининкае польская молодежь не интересуется польскими СМИ. «Из разговоров понятно, что молодые люди не пользуются польскими СМИ. Правда, предыдущие исследования, проведенные с использованием количественных показателей, свидетельствовали, что люди знают местные польские СМИ, например Znad Wilii», — пояснил политолог Нериус Малюкевичюс.
Кроме того, в регионе популярны российский поисковик «Яндекс» и российский аналог Facebook – соцсеть «ВКонтакте». «Там то же самое, что и в Facebook, только на русском», — так обосновал свой выбор поляк из Шальчининкая.
Участники опроса в Шальчининскайском районе также подтвердили, что хотя по национальной принадлежности они называют себя поляками, но каждый день, как правило, говорят по-русски. «Дома мы говорим на русском», — написала полька из Шальчининкайского района.
Отсутствие доверия
Представители национальных меньшинств более скептически относятся к вопросу объективности средств массовой информации, чем этнические литовцы. Так, 59,8% русских и 59,4% поляков ответили, что не доверяют литовским СМИ. Среди литовцев эта цифра составила всего 19,4%. Литовцам не нравится, что СМИ очень часто манипулируют заголовками.
По мнению авторов, позицию поляков и россиян определяет тот факт, что представители этих национальностей чаще, чем литовцы, смотрят или читают СМИ на литовском и русском языках, где одни и те же события подаются зачастую диаметрально противоположно. «Они видят очень разнообразную информацию, и это вызывает потерю доверия к СМИ <...> Как видим, использование различных источников не всегда приводит к развитию критического мышления», — заявил Нериус Малюкевичюс. «Интересно, что те, кто живет с родителями, более склонны к российской пропаганде, потому что пожилые люди часто смотрят русское телевидение или читают российскую прессу», — отметил политолог.
В отличие от литовских респондентов, поляки и русские больше заинтересованы в национальных и местных делах. «Для них более важно то, что происходит у нас. Они предпочитают читать об этом, а не о возможных угрозах», — сказала Милда Шалтените. Тем не менее когда речь идет о проблемах национальных меньшинств, по мнению большинства русских и поляков, литовские СМИ подают объективную информацию. Так считают 48,5% опрошенных русских и 57,3% поляков.
RT критикует Путина
Кремлевская пропаганда оказывает влияние не только на представителей национальных меньшинств, но и на коренных литовцев. Однако в этом случае Москва использует английский язык, который в коллективном сознании до сих пор является признаком объективности. Поэтому российский пропагандистский канал RT литовцы воспринимают как надежный источник информации.
«По-моему, среди российских телеканалов RT — наиболее объективный <...> Они не боятся критиковать Путина», — написал этнический литовец из Вильнюса.
Автор статьи: Антоний Радченко
Ссылка