Nikkei: Россия, Ирак и Иран отбирают у Саудовской Аравии нефтяные рынки
Саудовская Аравия теряет свою долю на рынках – не только в Китае, но и в других, самых разных регионах, сообщает Nihon Keizai Shimbun. На китайском рынке ей дышит в спину Россия с ее восточносибирской нефтью. Ирак и Иран бьют ее невысокой ценой своей нефти. В целом это ведет к тому, что производители будут сражаться друг с другом из-за доли на рынке, что может плохо сказаться на ценах на топливо, комментирует японское деловое издание.
Один из крупнейших производителей нефти – Саудовская Аравия – теряет свою долю на рынке. Из 15 основных мировых рынков она понизилась на девяти. Так отразилась на ней тактика продаж России и других производителей. На встрече производителей нефти, направленной на заморозку увеличения производства, которая прошла 17 апреля, Саудовская Аравия отвергла идею соглашения без участия Ирана. В свете позиции Ирана, который намерен наращивать производство, она все сильнее озабочена снижением своей доли.
По данным британской исследовательской компании FGE, которая выясняла доли производителей нефти на 15 основных рынках, Саудовская Аравия в 2015 году потеряла свою долю на 9 рынках по сравнению с 2013 годом. По словам исследователя из FGE, «Саудовская Аравия не смогла наращивать долю на иностранных рынках равными с ростом рынка темпами». В марте, когда раз за разом увеличивалось производство и цена на нефть упала до уровня 30 долларов за баррель, глава МИД Саудовской Аравии аль-Джубейр отрезал, что «долю будем сохранять», однако его стратегия не обрела каких-то конкретных форм.
Факт снижения доли Саудовской Аравии особенно заметен в Китае. В 2015 году она сохраняла первенство с 15,4%, но в сравнении с 2013 годом это было падение на четыре пункта. Экспорт составил 990 тысяч баррелей в день, тоже упав на 60 тысяч баррелей. «Из-за увеличения количества автомобилей и укрупнения национальных запасов вследствие подешевения нефти спрос остается высоким», – утверждает глава отдела нефтяной торговли компании Marubeni Кейичи Томимото. Это выглядит особенно контрастно в сравнении с 19-процентным увеличением совокупного импорта в Китай до 6,5 миллиона баррелей в день.
Между тем среди остальных производителей вперед вырвались Россия и Ирак. В Китае, где снизилась доля Саудовской Аравии, с 2015 года постепенно отменяли запрет на прямой импорт нефти для независимых средних и малых нефтеперерабатывающих заводов, а также нефтехимических организаций, и Россия, по словам господина Такаюки Ногами из JOGMEC, «поймала эту волну». Россия нарастила экспорт в Китай восточносибирской нефти – географически близко находящейся и дешевой для перевозки. Доля России, которая ранее составляла 8,8% (4 место), в 2015 году увеличилась до 12,6% (2 место). Бывали и месяцы, когда она обгоняла Саудовскую Аравию.
Ирак же вел бой ценой. По данным аналитической компании Platts, в 2013 – 2015 годах основные нефтяные марки иракского производства проходили по цене ниже саудовских. Временами они бывали дешевле почти на доллар. Производство, которое сократилось из-за войны в Ираке, благодаря притоку иностранных инвестиций в 2015 году увеличилось в три раза до 4 миллионов баррелей в день. Доля Ирака в Китае составила 9,7%, увеличившись на 1,3 пункта.
В Южной Корее, на Тайване и даже в Европе Саудовская Аравия сталкивается с иракской тактикой дешевой нефти. В США из-за сланцевой революции снижается импорт нефти. ЮАР нарастила импорт из географически близких Анголы и Нигерии.
Жестокая конкуренция идет даже в непосредственной близости. Основные марки иранской нефти после снятия санкций примечательны скидками по сравнению с марками саудовского производства. По данным американского Clipperdata, даже в Индии «иранский экспорт за март увеличился на 500 тысяч баррелей в день». Снявшие запрет на экспорт нефти США тоже мешаются. Есть вероятность, что борьба за доли между странами-производителями может отрицательно сказаться на ценах на нефть.