Как уверяет господин Порошенко, Вооружённые силы Украины (ВСУ) ведут лишь огонь в ответ. Но почему-то, по его версии, наблюдатели ОБСЕ не всегда могут определить, с какой же стороны прилетела мина или снаряд, «поскольку они не вооружены». Дескать, именно получив в руки автоматы и миномёты, полицейские ОБСЕ смогут «обеспечить безопасность и защитить себя».
«Я думаю, что политическое урегулирование может начаться только тогда, когда будут обеспечены критерии безопасности», — спрогнозировал Порошенко.
Именно таким образом украинский президент собирается «не допустить легитимизировать российскую оккупацию через механизм псевдовыборов по примеру крымского псевдореферендума или псевдовыборов 2 ноября 2014 года».
Что называется, «смешались в кучу люди, кони». Совершенно непонятно, каким образом полицейские, которые по мысли господина Порошенко, должны будут контролировать прекращение огня в Донбассе, не дадут состояться выборам, предусмотренным Минскими соглашениями?
Правда, в ОБСЕ уже успели несколько охладить президента Украины, заявив, что концепция полицейской миссии в Донбассе в ОБСЕ не рассматривалась, и что это не более чем идея, которая вызывает немало вопросов у подавляющего числа государств-участниц. Источник РИА «Новости» в венской штаб-квартире ОБСЕ сообщил, что «эта идея опережает все события. Эту идею украинская сторона продвигала, сначала это были некие миротворцы ООН, потом это превратилось в некую идею по миссии под эгидой ЕС. Теперь полицейская миссия ОБСЕ. Ни концепции, ни обсуждений, как эта миссия могла бы выглядеть, не было».
— Для начала господину Порошенко надо было внимательно изучить, как действуют полицейские миссии ОБСЕ, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — К тому же их было не так много. Как правило, такая миссия действует в зоне, где до её прибытия прекращены боевые действия. Её задача — помочь местным властям наладить систему правопорядка, участвуя в работе местных правоохранительных органов.
Исходя из такой логики, сначала в зону конфликта должны быть введены миротворцы. Не важно, будут ли это миротворцы НАТО или сил ОДКБ, к примеру. Никогда полицейских ОБСЕ не пошлют туда, где каждый день сотни раз противоборствующие стороны обстреливают друг друга, в том числе, из тяжёлых вооружений. В случае с Донбассом это вообще невыполнимо, поскольку Россия не согласится на ввод миротворцев стран НАТО, а руководство Североатлантического альянса, в свою очередь, не захочет там видеть российские «голубые каски». Если Порошенко рассчитывает, что Россия, «усыплённая» обещанием, что в итоге там окажется «полицейская миссия», пустит войска НАТО в Донбасс, то это просто смешно.
В любом случае, до реального перемирия и развода войск ни один полицейский ОБСЕ не поедет в зону боевых действий. Он чётко знает, какие у него полномочия и обязанности. Воевать за Украину, на чьей бы то ни было стороне, эти господа не будут.
«СП»: — Возможно, Порошенко намекает на миротворческий контингент по типу того, который продолжает действовать в Приднестровье?
— Кстати, там до сих пор украинские и российские военнослужащие формально входят в единый миротворческий контингент. Да, там, в основном благодаря усилиям России контроль за ситуацией был налажен, кровопролитие остановлено. Но в случае с Донбассом, повторяю, непонятно, из кого будут создавать подобный смешанный контингент, который станет настолько влиятельной силой, что сможет развести воюющие стороны и контролировать буферную зону. Разве что попытаться привлечь индийцев и малазийцев. Но это, во-первых неэффективно, а во-вторых, у этих стран своих проблем хватает, далеко не факт, что они согласятся посылать своих граждан рисковать жизнями ради столь сомнительной затеи, да ещё от лица европейской организации.
«СП»: — Как бы вы оценили роль ОБСЕ за два прошедших года войны в Донбассе?
— Могу сказать, что это был хоть какой-то мониторинг ситуации. Впрочем, в самые горячие месяцы войны миссия ОБСЕ сворачивала свою деятельность. Однако сам факт нахождения там наблюдателей этой организации заставлял украинских силовиков в некоторых случаях действовать хоть немного осторожнее. Кроме того, именно с ОБСЕ связано, что до Европы стала доходить хотя бы относительно объективная информация о происходящем в Донбассе. До этого там слышали только то, что «сообщал» Киев. Ну а в остальном роль этой организации была и остаётся более чем скромной. Они могут только фиксировать и делать свои выводы о том, какая сторона нарушила перемирие. Для того чтобы контролировать ситуацию в Донбассе и влиять на неё, у них нет ни сил, ни полномочий.
— На мой взгляд, введение полицейских сил ОБСЕ не повлияет существенно на ситуацию, — говорит исполнительный директор Российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко. — Эта миссия там и так есть с самого начала конфликта. Наличие или отсутствие оружия у инспекторов этой организации — момент не принципиальный. Наложить на полицейских ОБСЕ миссию миротворцев, которые будут находиться в буферной зоне, вряд ли получится.
Для этого надо, во-первых, набрать достаточное число людей, которые согласились бы выполнять эту миссию, рискуя жизнью. Сейчас число наблюдателей ОБСЕ в Донбассе — несколько десятков человек. А если вести речь о реальном разграничении противоборствующих сторон, то понадобятся тысячи вооружённых полицейских. Это сложно будет сделать, начиная с того, что столь масштабные операции не предусмотрены в уставе ОБСЕ. И для такой масштабной операции необходимо согласие всех стран, входящих в эту организацию, что маловероятно. А если по Донбассу будут просто разъезжать несколько десятков или сотен человек с автоматами и логотипами ОБСЕ, то реально на обстановку это не повлияет.
«СП»: — А не получится ли, что под видом полицейской миссии в Донбасс введут «переодетых» натовцев?
— Полицейская и миротворческая операции отличаются в принципе, поэтому такой подлог вряд ли возможен.
«СП»: — Однако Запад, как раз мастер по «подлогам». Мы помним, что в той же Ливии именно страны ОБСЕ, воспользовавшись решением ООН о беспилотной зоне в этой стране, разбомбили армию Муаммара Каддафи.
— Я думаю, российские дипломаты в данном случае не допустят казуистики. ОБСЕ и НАТО слишком разные организации. Односторонние действия с любой стороны вряд ли возможны. Может, Порошенко и хотел бы продавить такой вариант, но его крайне сложно осуществить. Как раз принципиальным моментом, почему изначально в Донбассе оказались наблюдатели ОБСЕ, а не миротворцы ООН, стало именно то, что у ОБСЕ нет своих вооружённых сил. Но даже если в Донбассе окажутся миротворцы «европейского толка», я лично не вижу в этом большой беды. Наоборот, будет ясно, кто первым начинает обстрелы. Порошенко, конечно, хотел бы, чтобы они оказались на всей территории ДНР и ЛНР, включая их границу с Россией. Но на это непризнанные республики, конечно, не согласятся.