1. Чем больше, тем лучше
Уровень IQ не зависит от размера мозга, иначе мы бы сейчас находились в рабстве у китов. Не зависит он и от процентного соотношения мозга к массе тела. У человека это 2%, а у землеройки, которая ни разу не была замечена в особой сообразительности, целых 10%. Эволюционируя, наш мозг увеличивался в размерах, и, что важнее, повышалась его сложность. В человеческом мозге от 19 до 23 миллионов нейронов, и они могут соединяться между собой десятки тысяч раз.
2. Правосторонние против левосторонних
Долгое время считалось, что у человека преобладает какое-то одно полушарие мозга. Творческие личности — «правосторонние», а логики — «левосторонние». Невольным автором мифа можно считать нейробиолога Роджера Сперри, написавшего статью о когнитивных различиях полушарий. Сперри неоднократно повторял, что опасается, что его идеи могут быть неправильно истолкованы журналистами, что, собственно, и произошло.
Некоторые действия вовлекают одно из полушарий сильнее, но тем не менее задействованы оба. Исключением можно считать людей, прошедших операцию гемисферэктомии — удаление одного полушария мозга. Такие операции применяются при некоторых случаях эпилепсии и не влекут за собой никаких когнитивных расстройств у пациентов.
3. КПД мозга
Вы наверняка не раз слышали, что мы используем в среднем всего 10% мозга. Экстрасенсы, медиумы и прочие гадалки утверждали, что остальные 90% предназначены для общения со сверхъестественными силами.
Концепцию 10% опровергает хотя бы тот факт, что для того, чтобы выполнять простейшие действия: ходить, есть, спать или голосовать на выборах, нам нужно одновременно задействовать самые разные участки мозга. Так что мы не можем вот так взять и стать умнее на 90%.
4. Старение ухудшает работу мозга
Разумеется, доля истины здесь есть. Старение мозга ведет к разрушению нейронных связей, что в свою очередь ведет к ухудшению кратковременной памяти, внимания и координации движений. Но другие навыки с годами только улучшаются. К ним ученые относят социальные и эмоциональные.
Исследования также доказывают, что у пожилых людей гораздо богаче словарный запас, чем у молодых и они лучше им пользуются (правда, нередко как раз для того, чтобы рассказать этим самым молодым, что они думают об их музыке и одежде). С годами человек накапливает опыт, что позволяет ему лучше решать проблемы, используя то, что ученые называют «поведенческий образец», а все остальные — житейской мудростью.
5. Классическая музыка делает умнее
Ничего подобного. Учёные доказали, что прослушивание классической музыки не оказывает никакого влияния на твой интеллект, как считалось раньше.
Правда, исследование 1993 года доказало, что прослушивание Моцарта улучшает пространственное мышление, но только его и только на 15 минут. Но даже этот скромный эффект мог быть завышен, так как ни в одном повторном исследовании ученым не удалось получить схожие результаты. Так что единственная уважительная причина слушать классическую музыку — это если она вам действительно нравится.
6. Кроссворды полезны
Считалось, что разгадывая кроссворды и сканворды, мы поддерживаем свой мозг в тонусе. Ученые Института геронтологии, что в Нью-Йорке, доказали, что мозг людей, увлекающихся кроссвордами, стареет точно так же, как и у людей, не занимающихся этим делом.
7. Мужчинам лучше дается математика, чем женщинам
Это распространенное мнение — не более, чем стереотип, обусловленный не природными склонностями, а культурологическими различиями. Тем не менее, анализ среднего балла по точным наукам в школах разных стран примерно одинаков у мальчиков и у девочек.
8. Клетки мозга не восстанавливаются
Долгое время считалось, что мозг — единственный орган человеческого тела, клетки которого не восстанавливаются, но ученые из института в Ла-Хойя (Калифорния) в 1998 году опровергли эту информацию. К тому же мозг может приспособиться под различные чрезвычайные ситуации. У людей, потерявших зрение, обостряется слух, так как мозг направляет больше энергии на этот орган чувств, а люди, пережившие ампутацию части мозга, продолжают жить как ни в чем не бывало, так как остальные части мозга берут на себя функции утраченной.