Коррупционный бизнес семьи президента Турции стал главной целью его власти, он ведется через крупнейшие турецкие компании, управляемые доверенными лицами Эрдогана. Этот спрут продолжает проникать во многие страны.
Азербайджан
Турецкая пресса, ещё до начала массовых гонений на неё в конце 2015-го года, внимательно расследовала совместные бизнес-проекты азербайджанского миллиардера Мубариза Мансимова с членами семьи президента Турции.
Так, портал denizhaber.com.tr открыл тайны бизнеса Мансимова и семьи Эрдогана.
В ноябре 2014-го года был спущен на воду очередной танкер компании «Palmali», построенный компанией «Yardımcı Group» по заказу Мубариза Мансимова.
Всего компания Мубариза Мансимова заказала у «Yardımcı Group» 10 таких кораблей.
Затем принадлежащая брату президента Турции Мустафе Эрдогану, сыну президента Билалу Эрдогану и его зятю Зие Эльгену фирма «BMZ Group Denizcilik Şirketi» покупает еще недостроенные танкеры у компании «Yardımcı Group». Деньги на покупку этих танкеров компания семейства Эрдоганов берет в кредит у самого Мансимова, у его компании «Palmali». Сумма кредита составила 180 миллионов долларов. Эти же, еще недостроенные, танкеры «BMZ Group Denizcilik Şirketi» отдает в аренду сроком на 10 лет компании «Palmali». Механизм возврата кредита, а также то, как будет выплачиваться арендная плата за эти танкеры, так и остались неизвестными. В окружении самого Мубариза Мансимова отказываются комментировать данную сделку.
«BMZ Group Denizcilik Şirketi» семьи Эрдогана имеет много временных счетов, а это является механизмом для отмывания «грязных» денег. По турецким законам, государство должно быть оповещено, если в зарубежный банк переводится сумма, превышающая 20 тысяч долларов. Но компания «BMZ Group Denizcilik Şirketi», чтобы обойти этот закон, открыла множество счетов в различных банках и маленькими суммами выводит деньги за рубеж.
По информации турецкой прессы, Билал Эрдоган совместно с братом Мустафой и зятем президента Зией Илгеном владеет судоходной компанией BMZ Group. В распоряжении «BMZ Group Denizcilik Şirketi» особые причалы в портах Бейрута и Джейхана, откуда танкерами семьи Эрдоганов контрабандная нефть транспортируется потребителям Японии и других стран.
Компания М.Мансимова основана в 1998 году и сделала многомиллионные инвестиции в экономику Турции.
Таким образом, очевидно, что средства семьи Эрдогана не только отмываются через азербайджанского олигарха, но с его помощью эта группа зарабатывает деньги за счет поставок контрабандной нефти ИГИЛ*.
Сам же Мубариз Мансимов имеет немалый политический вес в своей стране, а эксперты говорят о его сильном влиянии на азербайджанского президента Ильхама Алиева.
Учитывая эти факторы, совсем не удивительна донельзя протурецкая позиция Азербайджана, которую он занял в отношении поддержки Анкарой исламского террористического государства* и факта сбития российского бомбардировщика "Су-24М" турецким истребителем в небе над Сирией.
До этого Азербайджан многократно доказывал свою едва ли не беспредельную преданность режиму Реджепа Эрдогана. Так, в 2014-м году, когда турецкий суд возбудил уголовное дело в отношении сына турецкого президента Билала Эрдогана. Эрдоган отправил его в Баку, где тот переждал ситуацию.
Представители оппозиции оформили депутатский запрос по поводу связей сына Эрдогана с саудовским бизнесменом Ясином Аль-Кади, который подозревается в контактах с Аль-Каидой, и с 2001 входил в составленный США список террористов, поскольку оказывал через различные благотворительные фонды спонсорскую помощь «Аль-Каиде». В прессу попали не только снимки самой встречи Билала Эрдогана с Аль-Кади в одном из отелей Стамбула. Турецкие СМИ сообщили, что арестованный тогда председатель стамбульского муниципалитета Фатих поддерживал бизнес-связи с сыном Эрдогана, которому были выданы незаконные разрешения на строительство объектов в Стамбуле, и что Эрдоган-младший является компаньоном таких фирм, как Banvit, Keskinoglu, Ulker других, которые, кстати, активно работают в Азербайджане.
В апреле этого года радио «Азадлыг» («Свобода»), вещающее на азербайджанском языке, сообщило, что в Стамбуле во время тринадцатого саммита Организации Исламского Сотрудничества, проходившего 13-14 апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с так называемыми лидерами «крымско-татарского меджлиса» Рефатом Чубаровым и Мустафой Джемилевым.
Последние являются не только инициаторами блокады Крыма, но и обвиняются в ряде уголовных преступлений и находятся в международном розыске по представлению России. Таким образом, президент Азербайджана Алиев встречался, фактически, с лицами, находящимися в международном розыске за антироссийскую деятельность и поддержку терроризма.
Не секрет и тот факт, что этих «представителей крымско-татарского народа» поддерживает и спонсирует президент Турции Эрдоган, который руками именно таких вот «деятелей» всячески старается дестабилизировать российский Крым.
Из чего, в свою очередь, следует вывод, что таким поступком президент Азербайджана поставил себя на одну доску и с турецким авантюристом, сейчас временно возглавляющим Турцию, и с самыми настоящими террористами....
На фотографии этой встречи Ильхам Алиев вместе с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым с одной стороны, Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев — с другой. И даже азербайджанская служба радио «Азадлыг» (Свобода) назвала такой шаг руководства Азербайджана «рискованным».
В данном случае есть все основания полагать, что Азербайджан в лице президента Алиева сделал осознанный выбор в пользу «старшего брата» — Турции, и лично президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Это — Восток, и личные отношения, построенные на этической общности, имеют порой ключевое значение, и поддержка, даже на неофициальном уровне, президентом Ильхамом Алиевым «татарской карты» из турецкой политической колоды — это его осознанный выбор.
Таким образом, в глазах всего мира Азербайджан становится соучастником уже свершившихся преступлений президента Турции, таких как поддержка ИГИЛ*, война против курдов, незаконное обогащение и коррупция.
И нет никаких сомнений, что Азербайджан может получить соответствующую реакцию на такую свою позицию от всех стран, которые пострадают в случае её продолжения.
Разумеется, от действий властей Азербайджана, в первую очередь, пострадает его население, но, похоже, этот фактор никак не волнует ни президента Азербайджана, ни его окружение, увлечённых укреплениеми развитием таких "тесных" и "дружеских" связей с коррумпированным донельзя режимом личной власти Реджепа Эрдогана...
Казахстан
Турция и Азербайджан всеми силами пытаются завлечь в так называемый «тюркский альянс» Казахстан, чему подтверждением служат частые встречи Эрдогана с президентом этой страны Нурсултаном Назарбаевым.
Несомненно, что турецкая сторона играет на том, что у Казахстана есть свои интересы, реализация которых, по мнению казахских властей, не совсем и далеко не всегда укладывается в рамки российских интересов.
В частности, и в формате ОДКБ, и ЕАЭС, президент Назарбаев в последнее время довольно часто выказывал недовольство принимаемыми решениями, дело доходило чуть ли не до торпедирования основополагающих принципов вышеназванных организаций.
Сейчас в Казахстане с участием турецкого капитала работает более 1600 предприятий. Турецкий бизнес принял активное участие в строительстве новой столицы Казахстана Астаны. Общая стоимость их подрядных работ в Казахстане составляет порядка 20 млрд долларов. На сегодня ведется работа по 14 инвестиционным проектам, стоимость которых составляет 1,5 млрд долларов.
Интерес Анкары к Казахстану начал формироваться давно. И это неудивительно, так как по объему инвестиций в казахстанскую экономику Турция занимает второе место, уступая только России.
И было бы очень странно, если после бы после обострений отношений с Россией, полного раскрытия крайне негативных фактов о своей поддержке исламского террористического государства*, коррупционных махинаций и всяческом способствовании организации потоков беженцев в Европу турецкий президент не обратил бы внимания на Казахстан...
Разумеется, нынешняя, преимущественно очень взвешенная политика президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в такой ситуации устраивать Реджепа Эрдогана просто не может.
Поэтому, используя своё влияние, основанное, в первую очередь, на проникновении Турции в экономику Казахстана, Эрдоган будет пытаться всеми силами если не изменить позицию самого Назарбаева в сторону повышения антироссийской риторики, то, возможно, даже привести к власти в этой стране гораздо более агрессивные круги.
Тем более, что у него и турецких спецслужб опыт организации и поддержки "цветных революций". А такое развитие событий, в свою очередь, вполне способно потеснить Россию на казахстанском рынке, самой Турции занять на нём первое место и, следовательно, вдохнуть новую жизнь в страдающую от российских санкций поражений ИГИЛ* на сирийском фронте турецкую экономику.
Это как раз тот случай, когда турецкая игра в Казахстане, что называется, вполне стоит свеч.
Киргизия
В своём желании поставить "под свою руку" и, следовательно, включить в свою мифическую "неоосманскую империю" президент Эрдоган, конечно, не ограничивается странами Кавказа и Казахстаном. Его пристальное внимание, в частности, привлекает и Киргизия, которая совсем недавно стало полноправным членом Евразийского союза.
Тем более, что на нынешнего президента Кыргызстана оказывать давление не просто, а очень просто.
Так, пожалуй, он является единственным руководителем из стран Центральной Азии, столь недвусмысленно и велеречиво высказывавшим в ходе официальных встреч особенное почтение к Турции как стране и Реджепу Тийипу Эрдогану как её «национальному лидеру».
После своего вступления в должность Алмазбек Атамбаев нарушил негласную устоявшуюся традицию первого президентского визита за границу. Если ранее главы Кыргызстана выбирали между Москвой и Вашингтоном, естественным образом склоняясь к первому варианту, то Атамбаев отправился в Анкару.
Тому есть вполне логичное объяснение: ещё в ходе революционных событий 2010 года власти Турции дали грант и выделили кредит ещё временному правительству (где Алмазбек Шаршенович занимал пост вице-премьера по экономике).
А с утверждением Атамбаева в должности руководителя государства Анкара списала финансовый долг Бишкеку, оживлённо включилась в новые инвестиционные проекты, установила договорённости с новым президентом в области жилищного и дорожного строительства, торговли, образования и культуры.
Кыргызстан, в свою очередь, обеспечил льготные условия для турецкого бизнеса. Турция также стала активно включаться в сферы, в которых ранее доминировала Россия: гидроэнергетика и добыча горной руды, в первую очередь разработка золота. Помимо того, турки увеличили инвестирование сельского хозяйства и туристического сектора.
Между тем под красивой вывеской о новой эре кыргызско-турецких отношений президент республики попросту старается обустроить наилучшим образом свои личные дела.
По признанию многих политических обозревателей и общественных деятелей Кыргызстана, Алмазбек Атамбаев достаточно давно и успешно ведёт свой личный бизнес в Турции. В интервью радио «Азаттык» президент был вынужден признать, что в годы правления Аскара Акаева он действительно жил в Турции и имел там свой бизнес, однако после своего возвращения на родину вынужден был закрыть свои активы в этой стране.
Как и в других подобных случаях, турецкая экономическая экспансия одной экономикой не ограничилась. Тем более, тогда, когда личный бизнес главы Киргизии напрямую зависит от расположения турецких властей.
Пользуясь высоким расположением Атамбаева, турки агрессивно ведут свой бизнес в Кыргызстане. Группа торговых компаний «Beta Stores» работает практически без налоговых отчислений, а офисный центр в центре столицы «Бишкек Парк» был построен с массой возможных нарушений. Анкара требует от президента Кыргызстана ввести «особое налоговое законодательство» для представителей турецкого бизнеса. Турция также выразила готовность участвовать в проекте строительства гражданского авиационного хаба на базе Центра транзитных перевозок «Манас». И всё это происходит, несмотря на официальное членство Кыргызстана в Евразийском Экономическом Союзе.
Анкара активно вмешивается в сферу образования и идеологии. По всему Кыргызстану существует сеть кыргызско-турецких лицеев, ведут работу два кыргызско-турецких университета, половина преподавателей которых — граждане Турецкой Республики.
Идеи «неоосманизма», важнейшей составной частью которых является политический ислам «с человеческим лицом», дают показательный пример привлекательности турецкой модели развития для Кыргызстана. В результате идеологические семена падают на благодатную, а что важнее — обработанную почву. Такой подход в совокупности с экономическими связями и бизнес-интересами киргизских элит позволяет Турции организовывать влиятельную поддержку своей политики.
По всей видимости, именно все эти факторы позволяют Эрдогану едва ли не открыто оказывать давление на президента Кыргызстана, вынуждая того поддерживать турецкую внешнюю политику.
Так, Алмазбек Атамбаев 12 декабря 2015-го года во время рабочего визита в Туркменистан принял участие в церемонии открытия международной конференции «Политика Нейтралитета: Международное сотрудничество во имя мира, безопасности и развития».
«Эта конференция является миротворческой площадкой. Здесь выдвигается много инициатив», - сказал президент и добавил, что хотел бы поддержать призыв президента Беларуси Александра Лукашенко к России и Турции «остановить эскалацию напряженности в двусторонних отношениях, восстановить партнерские, добрососедские и дружеские отношения, которые были до недавнего времени у этих близких братских стран».
В самой Киргизии метания своего руководства опытные политики не одобряют.
Экс-министр иностранных дел Кыргызстана Аликбек Джекшенкулов считает: «Во-первых, я не думаю, что Турция такой же близкий нам партнер, как Россия. Если положить на весы, какой сегодня вклад в укрепление нашей безопасности, в развитие экономики, вообще в развитие нашей страны вносит Россия и вносит Турция – это несоизмеримо. И второе, качество лидера страны, с которой мы имеем дело, его реноме, безусловно, тоже должны учитываться. Я думаю, Эрдоган получил такой удар, от которого ему оправиться будет очень тяжело. Поскольку факты говорят одно, а он глаголет другое. И здесь ясно, что мы должны тоже подумать и в какой-то мере пересмотреть отношение с турецким руководством».
Военный эксперт Токтогул Какчекеев говорит: «Турция имеет сейчас большой вес в нашей экономике, в образовательной сфере. Уверен, что Турция имеет большое влияние и на Вооруженные силы Кыргызстана. Поэтому перед нами стоит дилемма. Да, друзья нам нужны, но если эти друзья так недобро относятся к нашим близким друзьям и братьям по оружию, с которыми нас связывает общая история, то это нас заставляет задуматься о переформатировании наших отношений во всех сферах – военной, социальной, экономической. Если мы этого не сделаем, то, думаю, столкнемся с большой проблемой».
Таким образом, турецкая экономическая экспансия, завязанная на личном бизнесе семьи турецкого президента Реджепа Эрдогана в сочетании с полным бессилием властей некоторых стран, обусловленным их собственными бизнес-интересами, связанными с Турцией, вполне способны подчинить их внешнюю политику Анкаре. А к чему это приводит, хорошо видно на примере Сирии, Ирака, Египта, Туниса и других государств, где Реджеп Тиийп Эрдоган уже пробовал продвигать свой "неоосманизм".
И кто захочет оказаться в союзниках у современного олицетворения Иблиса?