НАТО и Турция бросают вызов России на Черном море.
В Турции скоро будет избран новый лидер правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и, следовательно, новый премьер-министр, который представит новый состав кабинета министров с новыми фигурами на ключевых постах.
Однако, три министра из нынешнего правительства, отвечающие главным образом за международную политику и проблемы национальной безопасности, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр по делам Евросоюза Волкан Бозкыр и министр обороны Исмет Йылмаз, по всей вероятности, сохранят свои посты, чтобы не допустить никаких сюрпризов в последний момент.
Все три министра работают в рамках ранее объявленных программ, пытаясь обеспечить нормальное функционирование турецкой дипломатии, несмотря на возникшую политическую неопределенность в отсутствие эффективного правительства.
Впрочем, как и следовало ожидать, после внезапной отставки премьер-министра Ахмета Давутоглу президент Реджеп Тайип Эрдоган взял в свои руки полный контроль над внешней политикой страны, давая понять, что эта тенденция будет продолжена на новом этапе турецкой политики. Следующий премьер-министр Турции, независимо от того, кто именно займет этот пост, практически не будет обладать никаким влиянием в сфере турецкой внешней политики.
В условиях тотального доминирования Эрдогана можно ожидать, что турецкая внешняя политика будет по-прежнему столь же активной и напористой, как и при Давутоглу, но в то же время, станет гораздо более агрессивной, что доказало недавнее вмешательство Эрдогана в сотрудничество между Турцией и Евросоюзом по проблеме беженцев.
Впрочем, недавние события позволяют с уверенностью утверждать, что еще одним направлением, где ожидаются весьма агрессивные меры и инициативы Турции, станет продолжающееся противостояние с Россией.
Эрдоган намекал, что Черное море станет новым театром конфликта между Турцией и Россией, иными словами – между НАТО и Россией. В своем обращении к начальникам штабов вооруженных сил балканских стран, Эрдоган заявил:
«Мы должны снова превратить Черное море в бассейн стабильности на основе сотрудничества между прибрежными странами. Недавно в Турцию приезжал Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Во время этого визита я сказал ему: «Вас не видно на Черном море. И это ваше отсутствие превращает Черное море, так сказать, в российское озеро». Как черноморские страны мы должны отвечать этому статусу и выполнять соответствующие функции. Как члены НАТО мы должны предпринять все необходимые меры во всех сферах, включая море, воздух и сушу. В противном случае, история нам этого не простит. Я хотел бы подчеркнуть, что мы будем постоянно делиться своими идеями и предложениями по этой проблеме со всеми прибрежными странами».
Турция меняет свою черноморскую политику
Совершенно очевидно, что все вышеупомянутое означает резкое отклонение от традиционной политики Турции в отношении Черного моря. Турецкая политика в течение многих лет заключалась в том, чтобы не допускать прямого присутствия НАТО и, следовательно, США в этом регионе, во избежание осложнений и нарушения и без того хрупкого баланса на Черном море, сложившегося в результате Конвенции о статусе проливов, подписанной в Монтрё в 1937 году. Ряд военных и политических механизмов, таких как «Blackseafor», Черноморская группа военно-морского сотрудничества, были созданы для обеспечения безопасности на Черном море силами прибрежных государств. Турция всячески старалась не допустить нарушения Конвенции даже в трудный момент конфликта между Россией и Грузией в 2008 году, когда США намеревались оказать военную помощь Тбилиси.
Похоже, ситуация кардинально переменилась после того, как двусторонние отношения между Анкарой и Москвой резко ухудшились из-за инцидента со сбитым в ноябре прошлого года российским военным самолетом. Гибридная война между двумя странами уже породила ряд последствий на Ближнем Востоке, в Сирии и на Кавказе, где произошла эскалация напряженности между Баку и Ереваном. Несомненно, Черное море станет следующим подобным «полем боя».
Турецкая стратегия конфронтации с Россией имеет два направления: с одной стороны, Анкара будет стремиться обеспечить активизацию политики сдерживания НАТО в черноморском регионе. Предстоящий в нынешнем июле саммит НАТО в Варшаве будет важной встречей, где альянс подвергнет оценке свою подготовленность к мерам военного характера против потенциальных агрессивных действий России в Балтийском море, Восточной Европе, а также на Украине и Черном море. В ряду мер, предпринимаемых альянсом в зонах потенциального конфликта, можно назвать активизацию системы противоракетной обороны наземного базирования в Румынии на прошлой неделе, которая является важным шагом в противодействии российской агрессии в регионе.
Военное сотрудничество с Тбилиси, Баку и Киевом
Укрепление военно-морских сил Румынии и Болгарии, интенсификация усилий по вступлению Грузии в состав НАТО, а также предоставление более значительной политической и военной поддержки Украине – таковы остальные аспекты деятельности альянса с целью сдерживания России в этом регионе.
Второе направление турецкой стратегии включает развитие активных контактов между военными ведомствами стран черноморского региона. Недавний визит министра обороны Турции Йылмаза на Украину был посвящен новому договору между двумя прибрежными государствами по «определению сфер военного сотрудничества между вооруженными силами Турции и Украины до 2020 года». Это соглашение появилось после обмена визитами на высоком уровне в начале этого года, в ходе которого было обозначено стремление Турции поддержать позицию Украины в ее конфликте с Россией.
Еще одна важная встреча имела место в Азербайджане, где министры обороны Турции, Грузии и Азербайджана обсуждали договор о трехстороннем военном сотрудничестве. В настоящий момент, когда территориальная целостность Грузии находится под угрозой из-за конфликтов в Южной Осетии и Абхазии, а проблема Нагорного Карабаха может вновь столкнуть Азербайджан и Армению в новом вооруженном противостоянии, обсуждение военного сотрудничества, которое может включать и проведение совместных учений, демонстрирует его важность для всех сторон договора.
Все эти события иллюстрируют значительные изменения в традиционной внешней политике Турции, которая ранее избегала прямой конфронтации с Россией в Черном море и окружающих регионах. Остается только строить предположения о том, как отреагирует на все упомянутые меры российский президент Владимир Путин, и к каким опасным последствиям они приведут.
оригинал: --...
перевод: Ссылка