Большое количество ополченцев выдвинулись из крепости Тель-Адьяд в направлении Айн-Иссы – города в 60 км от Ракки. Сирийская обсерватория по правам человека зафиксировала бои в окрестностях «столицы», передает Reuters. При этом агентство добавляет, что нет никаких признаков готовящегося штурма города. Курдский чиновник отказался подтвердить цель масштабного наступления. В то же время представитель ДСС Талал Силос рассказал, что военная операция началась утром в среду и задачей кампании является захват территории к северу от Ракки, но не самой «столицы».
Западная коалиция, возглавляемая США, прикрывает ополчение с воздуха. Наступление началось после недавнего визита в Северную Сирию главы Центрального командования вооруженных сил США генерала Джозефа Вотела, который стал самым высокопоставленным американским чиновником, посетившим страну с начала войны в 2011 году. Генерал остался доволен поездкой и отметил, что местные силы «демонстрируют инициативу», их опыт и навыки помогут изменить ситуацию на фронте.
Россия уже дала понять, что готова оказать поддержку при освобождении Ракки. Глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам заседания совета министров иностранных дел ШОС в Ташкенте заявил: «Мы договорились с нашими американскими партнерами – не сразу, а преодолевая их размышления, сомнения и даже сопротивление, – о том, чтобы все-таки перейти от обмена информацией к координации действий по борьбе с терроризмом».
По мнению Лаврова, освободить Ракку и Мосул удастся быстрее, если военные начнут сотрудничать. «Исходим из того, что авиация ВКС России и авиация возглавляемой США коалиции должны работать синхронно, скоординированно и помогать тем, кто «на земле» реально противостоит террористическим отрядам», – подчеркнул он.
Позднее представитель Госдепартамента США Марк Тонер подтвердил журналистам, что тема возможных совместных операций обсуждалась между Вашингтоном и Москвой, однако выразил сомнение, что в этом контексте обсуждалось освобождение Ракки. В свою очередь, представитель Пентагона Мишель Балданца заметила, что Минобороны США «на данный момент» не планирует никаких совместных военных действий с Россией в Сирии. При этом Балданца признала, что Россия «стала сосредотачиваться на атаках по ИГ в Сирии, выполняя соглашение о прекращении огня».
Это подтверждается последними заявлениями Минобороны. Несмотря на анонсированные на прошлой неделе удары по боевикам, которые российская авиация собиралась начать «в одностороннем порядке» 25 мая, бомбардировок вчера не было. По просьбе ряда вооруженных формирований в провинциях Алеппо и Дамаск ВКС отложили новые вылеты, объявил официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков. Сирийские повстанцы попросили Минобороны дождаться окончания их размежевания с «Джебхат ан-нусрой» (террористическая организация, запрещенная в России), и ведомство пошло навстречу.
Наблюдатели связывают со штурмом «столицы» джихадистов большие надежды. «Ракка может стать началом конца для ИГ», – заметил Джошуа Уолкер из немецкого фонда Маршалла, передает «Аль-Джазира». Аналитик по Сирии Чарльз Листер в своем Twitter предположил, что ИГ может ответить на наступление ударами в курдских районах. Конгрессмен Адам Шифф сомневается, что взять Ракку удастся быстро. Однако факт, что ИГ «теряет почву под ногами», все очевиднее, а дни боевиков «сочтены».
Хотя главной ударной силой ДСС стало курдское ополчение, присутствие арабов в ополчении имеет принципиальное значение: регион населен арабами. Telegraph со ссылкой на агентство ARA News пишет, что Ракка может войти в состав новообразованного курдского государства или федеративного региона Северной Сирии, созданного по примеру курдского кантона. Об этом якобы объявили курдские чиновники на условиях анонимности.
Однако специалисты призывают не торопиться с прогнозами. Научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Арсен Хизриев заявил: «Нужно дождаться официальных заявлений представителей сирийских курдов. Даже с точки зрения Пентагона, присутствие курдов на территории Ракки «мало чем обосновано», о чем военные заявляли в ноябре прошлого года, аргументируя тем, что курды никогда не воевали на арабских территориях. По этой же причине Пентагон делал ставку на сирийских арабов, но сейчас точка зрения Вашингтона, по всей видимости, поменялась».
Из-за «курдского фактора» начавшееся наступление поддержали далеко не все. «Местное население выступило против присутствия ДСС, опасаясь этнических чисток, о чем свидетельствуют сообщения в соцсетях. Конечно, некоторые утверждают, что это пропаганда ИГ», – отметил Хизриев.
Эксперт уверен, что иракские курды не поддержат наступление сирийских собратьев. «Не стоит ждать активного участия иракских курдов: у них своя проблема в виде Мосула и Киркука. Они не станут брать на себя тяжелые обязательства в виде наступления на Ракку. Более того: представители Иракского Курдистана говорили, что наступление на Мосул в этом году не предвидится», – заметил он.
В Ракке, захваченной исламистами в августе 2013 года, могут находиться до 5 тыс. боевиков. AFP передает, что при обороне джихадисты используют мирных жителей в качестве живого щита.