Я уверен, что мы это должны были сделать для крымскотатарского народа раньше. Все боялись крымских татар, я могу сказать откровенно, все президенты и вся украинская власть. Не тех боялись, бояться вообще не надо никого, надо больше доверять крымскотатарскому народу, фортпосту украинскости в Крыму.
Президент-олигарх пообещал передать соответствующие предложения в конституционную комиссию с последующим направлением их в Верховную Раду для внесения изменений в основной закон государства.
На предложение Порошенко уже радостно отреагировала Deutsche Welle, в которой появился восторженный материал «Республика Крым в изгнании», принадлежащий журналисту Сергею Руденко. Это пафосное творение, воспевающее мудрость Порошенко, ценно тем, что дает развернутое толкование странного жеста украинского руководства.
Вот некоторые пассажи из «Республики в изгнании»:
«... за 23 года независимости Украина не решилась сделать ставку на крымских татар. Как оказалось, зря. Именно крымские татары в феврале-марте 2014 года массово выступили против аннексии полуострова, а годом позже стали инициаторами его блокады. Тогда же они потребовали национально-территориальную автономию. Последние два года именно крымские татары были и остаются главным форпостом украинского государства в Крыму».
«Крым для татар - это не просто территория, это - их историческая родина, которую у них теперь пытается отнять Владимир Путин. Вернуть ее может помочь только Киев».
«Один из лидеров крымских татар Ленур Ислямов считает, что аннексия Крыма тому не помеха. Он полагает, что после внесения соответствующих изменений в конституцию на материковой части Украины будет создано крымско-татарское правительство, подразделения МВД и СБУ, которые после возвращения Крыма украинскому государству переедут в Симферополь».
«В Москве прекрасно осознают: пока на полуострове живут крымские татары, Крым никогда не будет полностью российским».
Логика потрясающая: в террористы, блокировавшие Крым, одним махом записали весь крымско-татарский народ. С таким же успехом всех украинцев можно записать в маньяки, исходя лишь из того, что маньяк Чикатило был украинцем...
Забавно звучит и утверждение о том, что пока в Крыму живут крымские татары, он никогда не будет российским. Хотелось бы напомнить украинским политикам и журналистам о том, что до 1954 года Крым благополучно был российским более полутора столетий.
Но все же это частности, неуклюжие журналистские попытки понравится хозяевам.
Основное заключается в двух абсолютных абсурдностях.
Первая. Киев пытается создавать некие «автономии» и формировать «органы власти» в республике, которая сделала свой выбор, воспользовавшись правом на самоопределение, и сама ушла в другое государство. Пусть официальный Киев это не признает - это его личные трудности. Но он же должен отдавать себе отчет в том, что он республику банально не контролирует! Другие страны, у которых есть территориальные споры, могут присваивать определенным территориям, не контролируя их, некий аморфный статус, как в Молдавии, или приписывать их к собственным территориально-административным единицам, как в Аргентине. Но пытаться сформировать на них всю административную и силовую вертикаль – за гранью.
Вторая. Идея объявить Крым именно «национальной автономией крымских татар». Но они, при всем уважении, составляют всего 12% населения полуострова! А Порошенко, судя по вышеприведенным высказываниям его и его окружения, хотел бы передать им всю полноту власти, руководство регионом и ставшие «национальными» силовые структуры. Современный мир примеров подобного безумия не знает. В западных странах для получения некоего аналога «национально-территориальной автономии» представители определенного этноса должны составлять в зоне своего компактного проживания 70-80% населения.
В России и Китае существуют прецеденты, когда в территориально-административных единицах этнос, в честь которого республики или районы получили свои названия, являлся вторыми по численности, но, во-первых, не третьими (в КНР его в таком случае иногда разве что могут включить в «сборное» наименование), а, во-вторых, без таких потрясающих прав, которые в случае с Порошенко превращают виртуальную автономию в виртуальную национальную диктатуру.
Глава Украины, с одной стороны, напоминает героя известного анекдота, позволяющего незнакомым детям прыгать на капоте чужого «Ламборджини», но, с другой, в его действиях есть явный провокационный расчет. Он пытается внести смуту в умы и души крымских татар, большая часть которых уже благополучно освоилась в новых условиях.
Насколько заманчивым для них может стать виртуальный «подарок» Киева?
Не знаю, но крымские татары получили сегодня то, чего у них в совокупности не было никогда.
У них есть официальный статус репрессированного народа со всеми вытекающими из него правами и льготами. Крымско-татарский язык является в Крыму одним из государственных. На нем ведутся документы, издается литература и обучаются дети. Крымские татары имеют свои квоты в органах власти.
Ранее, при Украине, самопровозглашенный и экстремистский по своей сути «Меджлис» был хитрой прослойкой между властью и народом. Его лидеры «пробивали» себе пряники в виде земли, недвижимости, грантов, а народ заставляли отказываться от своих прав и требовать чего-то только по команде из Киева. Сегодня же этого нет. Крымско-татарский народ пользуется своими правами напрямую. И вместе с остальными жителями Крыма ощущает серьезный рост уровня жизни. Его представители прекрасно осознают, что такое жизнь на Украине, где идет гражданская война и тарифы за содержание трехкомнатной квартиры с этой осени будут превышать среднюю провинциальную зарплату. И поэтому в 2015 году, согласно результатам социологических исследований, в составе Украины желало жить уже абсолютное меньшинство крымских татар.
А господину Порошенко вместо того, чтобы пытаться сталкивать людей и плодить политико-правовые уродства, стоило бы подумать над тем, как остановить падение экономики и уровня жизни на той части бывшей Украины, которая ему пока еще подконтрольна. Принцип «кнута и телевизора» там еще работает, но у всего есть свой предел.