«Совершенно очевидно, что православие и приход на Афон — это украинская история, — говорит профессор, доктор философских наук Александр Саган. — Но русские делают вид, что «Россия» и «Русь» — это одно и то же». Саган напоминает, что идея отметить 1000-летие славянского православного Афона как инициатива появилась на Украине, но потом ее подхватила Россия и организовала ряд тематических мероприятий. Таким образом, по мнению спикера, русские дают понять европейцам, что «1000 лет назад они уже были на Афоне и основывали там свои монастыри. Но не может быть такого, что народ только что крестился — и сразу же начал монастыри возводить».
Из дальнейших слов Сагана становится понятно, что Украине просто обидно: на Афоне такой праздник, а она в нем не участвует. Мол, как же так?
Главные страсти кипят вокруг русского Свято-Пантелеимонова монастыря, который всегда и во всех источниках – как российских, так и украинских – значился как русский, но с возникновением конфликта между двумя странами Украина решила «уточнить нюансы». Так, Александр Саган заявляет, что Украину больше всего возмущает такое действие России, как «присвоение себе украинских монахов на Афоне, которые никогда не были русскими». Он имеет в виду русских подвижников, которые сейчас находятся на Афоне, где, напомним, никогда не делили русскоязычных славянских искателей Бога на русских и украинцев. Понятно, что «по косточкам» разобрали на круглом столе и визит Владимира Путина в Грецию.
Напомним, в конце мая Владимир Путин побывал в соборе Успения Пресвятой Богородицы и Свято-Пантелеимонов монастырь, где в присутствии патриарха Кирилла прошла церемония празднования юбилея русского монашеского присутствия на Афоне. До этого президент России вместе с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом открыл в Афинах в Музее византийского и христианского искусства выставку одного шедевра — иконы Андрея Рублева.
Киевляне в своих сегодняшних оценках ссылаются на свидетельства неких афонских монахов. «В Свято-Пантелеимонове монастыре такой ажиотаж поднялся к приезду Путина… Я читал, что там специально подвезли молодых греческих монахов, чтобы выдать их за местных и произвести эффект, – нагнетает интригу представитель Отделения религиоведения Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины Виталий Дерновой. – Но мы знаем, что монахи на Афоне были точно так же готовы принять у себя и Петра Порошенко». Вот и логичное объяснение украинскому негодованию по поводу русских торжеств на Афоне: Порошенко-то пока не удостоился приема на Святой горе, а Путин побывал там уже дважды (первый визит состоялся в 2005 году). Да еще с императорскими почестями: афонские отцы не только сердечно приветствовали его, но и по своей инициативе возвели на императорское место. Этой чести удостаивались только византийские василевсы и русские цари во время посещения Афона. «Сам Путин нисколько не напрашивался, что показывает, в частности, его внешний вид. Он прибыл без галстука, с расстегнутым воротом рубашки, как бы показывая, что его посещение Афона является сугубо частным визитом, – описали тогда прием Путина на Афоне российские церковнослужители. – Оказанная ему почесть напоминает библейский сюжет, когда царя Давида призвал пророк Самуил от стада отца его и помазал на царство».
Возмущает украинских деятелей и издание к юбилею 1000-летия русского монашества на Афоне грандиозной и не имеющей аналогов серии из 25 томов «Русский Афон ХIХ–ХХ веков». Напомним, что этот уникальный проект создается на базе материалов Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне и свидетельствует о высокой духовной культуре русских подвижников Святой Горы, соединивших лучшие греческие и славянские святогорские духовные традиции. Однако даже достоверные архивные материалы рассматриваются на Украине как элемент российской пропаганды и якобы желание России присвоить себе честь монашеского подвига на Афоне. Впрочем, при ближайшем рассмотрении и за этими обвинениями кроется обида за собственную державу. «В то время как в России издается 25 томов литературы про русский Афон, ведутся масштабные мероприятия, мы у себя не можем поднять свою историю, объяснить своему народу, что такое Древняя Русь, что она себя включала и как развивалась, — сетует Виталий Дерновой. — У нас самих, у нашей политической элиты нет интереса к истории, к памяти о Руси. И если этим не заниматься, нас ждет культурная катастрофа — такой я вижу вариант развития событий».
Провал Украины в «афонской истории» объяснила и другой участник круглого стола, историк Татьяна Евсеева. «У нас нет своих фильмов, книг, исследований своей культуры, наука у нас еле выживает. Перекладывать всю ответственность за сохранение памяти об Афоне на церковь нельзя, она и так делает все, что может. Нам самим надо искать и изучать историю Киевской Руси», — заявила историк. По ее мнению, украинцы «не сохранили» историческое и культурное наследие Глинки, Чайковского, Сикорского. По сути, получается, что Украина сегодня расхлебывает последствия своего же отношения к достижениям общемирового значения. «Мы всю свою историю отдаем России. Теперь нам нужно финансировать свою историю», – уверена Евсеева.
Добавим, что, пока Украина негодует по поводу 1000-летнего присутствия русского монашества на Афоне, Правительство РФ еще в начале года утвердило план мероприятий по подготовке и проведению в 2016 году празднования этого юбилея. В течение всего года, который объявлен еще и перекрестным годом Греции в России и России в Греции, проводятся различные торжественные, культурно-просветительские и научно-образовательные мероприятия. В Москве, Петербурге, Афинах, Салониках в течение всего года идут международные научные конференции, симпозиумы, выставки и акции. Запланирована также реализация серии издательских и паломнических проектов.
Денис Машкин