«Мы надеемся, что если РФ захочет разрешить кризис — а у нас есть основания полагать, что она этого хочет, — то у нас есть время и возможности, чтобы добиться этого», — добавила она. В этом месте тон интервью стал таким дружелюбным, что сложилось впечатление, что в Вашингтоне только и ждут момента, чтобы нормализовать отношения с Россией. И предпосылка для этого, по словам Райс, полная реализация Минских соглашений. Как только это произойдет, Белый дом сразу броситься навстречу Кремлю с распростертыми объятиями. Райс даже не исключила, что это может произойти еще до истечения президентского срока Барака Обамы, который уходит со своего поста уже в начале следующего года. Более того, во всем интервью Райс даже ни разу не подняла вопрос Крыма.
А вот о чем помощник Обамы не упомянула, так это о том, что ответственность за невыполнение Минских соглашений большей частью лежит на Киеве. Только 8 июня министр внутренних дел Арсен Аваков, к примеру, заявил, что законопроект об особом статусе Донбасса нужно вообще снять с повестки дня, а потом как-нибудь вынести его на референдум. А ведь это полностью противоречит не только духу, но и букве Минских соглашений, как говорят дипломаты.
Что касается Крыма, о котором Райс не стала вспоминать, не далее, как в прошлом месяце лидеры стран «Большой семерки» на встрече в Японии подтвердили свою «твердую позицию» по непризнанию вхождения полуострова в состав РФ и приверженность территориальной целостности Украины.
Так что надеяться на то, что как только ситуация на Украине разрешится «должным образом» (то есть так, как видит это Америка), санкции снимут и Россия и Запад вернутся к business as usual, мягко говоря, наивно. Тем более что решение об усилении НАТО в Восточной Европе и Прибалтике, принятое на волне антироссийских настроений, отменять никто не собирается. Да и вообще, достаточно вспомнить печально известную «поправку Джексона-Вэника», которая была принята в 1974 году из-за затруднения эмиграции в Израиль, а отменена только в 2012, чтобы понять, что на быструю нормализацию отношений даже в случае чудесного урегулирования на Украине рассчитывать не стоит.
— Барак Обама — это «хромая утка», то есть президент, которому осталось править совсем не долго, — говорит политолог, эксперт по внешней политике США Виктор Олевич. — На носу президентские выборы в ноябре этого года. Времени на радикальные изменения во внутренней или внешней политике у его администрации уже нет. Особенно учитывая, что в США проходит финальная стадия избирательной кампании, а американский президент играет в ней важную роль.
Обычно это время используется для стабилизации внешнеполитического курса и сохранения статус-кво, чтобы в последние месяцы не было никаких неожиданностей, которые могли бы помешать кандидату от президентской партии на выборах. Обама уже официально поддержал кандидатуру Хиллари Клинтон, и его администрации не хотелось бы сюрпризов из горячих точек, будь то Украина или Сирия.
— Ну а улучшение отношений с Россией могло бы сыграть демократам на руку в президентской гонке?
— Что касается улучшения отношений с Россией, никаких новых факторов между Москвой и Вашингтоном, которые могли бы привести к потеплению, нет, и в ближайшее полугодие не предвидится. Белый дом не предпринимает никаких усилий, которые могли бы их изменить. Как часто говорит Владимир Путин, не мы начинали портить отношения с американцами. Поэтому и шаги по улучшению отношений должны сделать они. Но такого желания и воли со стороны Вашингтона не просматривается.
Сейчас ЕС и США готовятся продлить режим санкций против России еще на полгода. Очевидно, что пока администрация Обамы не уйдет, никаких положительных изменений не будет. Более того, самый вероятный победитель на выборах, а сейчас это Хиллари Клинтон, будет в лучшем случае так же жестко относиться к России, как Барак Обама. Высока вероятность того, что она станет еще более антироссийским президентом, чем нынешний. В этом случае не стоит ожидать серьезных прорывов в отношениях между нашими странами, зато ухудшение вполне возможно.
Шансов на потепление отношений не так уж много. Заявление Сьюзан Райс — это, скорее, хорошая мина при плохой игре. Американцам хочется сохранять позитивный тон как минимум в интервью с собственными изданиями. Они показывают народу, что Белый дом открыт отношениям с другими державами. Но никаких реальных действий для этого США не предпринимают и не собираются.
— Интересно, что в интервью Райс не упоминала крымский вопрос. Американцы готовы отойти от своей предыдущей риторики и требований вернуть полуостров Украине?
— Не думаю, что американцы готовы забыть о Крыме. Он всегда играл ключевую роль в геополитике Черноморского региона, и они воспринимают его, как стратегический плацдарм. В идеале они хотели бы создать там военно-морскую базу НАТО с постоянным присутствием американского флота. Это их старая мечта.
Как известно, буквально сразу после госпереворота в Киеве в феврале 2014 года Верховная Рада собиралась предпринять меры по денонсации Харьковских соглашений и выдавливанию российского флота из Крыма. Не сомневаюсь, что США и их союзники по НАТО хотели бы устроить там свою базу. Так что о Крыме они не забыли.
Но если вернуться к тому, что говорила Райс, нельзя не заметить, что Минские соглашения, реализации которых она так требует, не выполняет Киев. И он не намерен их выполнять потому, что Вашингтон дает на это зеленый свет. Если бы заокеанские спонсоры Киева дали Порошенко и соратником понять, что они требуют прилежного соблюдения Минских соглашений, они бы уже были реализованы.
Но Вашингтон ничего такого не требует. Выполнение этих соглашений невыгодно для американцев. Они продолжают сохранять Украину, как постоянную точку раздражения в отношениях с Россией. Поэтому некоторые украинские деятели откровенно признают, что не намерены выполнять документ. Ожидать прорыва по Минским соглашениям в ближайшее полугодие не стоит. Работа в этом направлении практически не ведется, несмотря на заверения Вашингтона и других государств.
Ну а что касается Крыма, большинство западных аналитиков понимают, что он российский и никогда не вернется в состав Украины. Полуостров воссоединился с Россией в результате референдума, и население полностью поддерживает вхождение в состав Российской Федерации. Да и исторически, как всем хорошо известно, полуостров принадлежал России. Поэтому надежды на то, что Крым вернется в состав Украины, на Западе нет.
— Почему тогда они продолжают говорить о его возврате?
— Эти заявления делаются для того, чтобы дать понять, что Западу хорошие отношения с Россией не нужны. Запад, и в первую очередь Вашингтон, видит в России своего основного геополитического противника и использует все возможные инструменты, чтобы нанести экономический и военно-политический ущерб интересам РФ.
Постоянные заявления западных лидеров о том, что Россия «нелегально аннексировала Крым», что решение референдума было незаконным, призваны создать почву для новых антироссийских действий со стороны США и их союзников. Это, как и ситуация на Востоке Украины, только повод для продления санкций против Москвы, для бряцания оружием, выведения новых частей НАТО на границы с РФ в Прибалтике и Восточной Европе. Короче говоря, это повод для усиления давления на Россию на всем периметре ее границ.
Делается это не потому, что Россия что-то предпринимает против Запада. А потому, что Запад хочет лишить Россию возможности проводить суверенную политику, защищать собственные национальные интересы, которые не везде и не всегда совпадают с интересами Запада. Переворот на Украине был звеном в этой цепочке попыток Запада лишить Россию права проводить свою суверенную политику.
Ведущий научный сотрудник Института общественных наук ФГУ РАНХиГС Сергей Беспалов полагает, что небольшое уменьшение напряженности возможно, но принципиальный антагонизм между РФ и США никуда не денется.
— Сьюзан Райс — представитель «ястребиного» крыла в администрации Обамы, поэтому показательно, что именно она говорит об улучшении отношений с Россией. Понятно, что для полной нормализации российско-американских отношений нет предпосылок. Высокий уровень конфронтации, связанный с усилением НАТО в Восточной Европе и другими моментами, останется. И все же, хотя американцы говорят, что не готовы вывести Крым за скобки, самые острые проблемы сейчас связаны именно с кризисом на Востоке Украины. Очевидно, Райс выражает некоторую надежду на то, что в ситуации в Донбассе все же возможны какие-то подвижки.
— С чем это связано?
— С одной стороны, так представители американской администрации косвенно дают сигнал украинским властям, что они тоже должны предпринимать меры для налаживания отношений с Россией и собственным Юго-Востоком. Безоговорочная поддержка Украины со стороны Соединенных Штатов не может продолжаться бесконечно долго.
Кроме того, есть позиция европейских союзников США. Она во многом формируется под американским давлением. Но чем дальше, тем больше европейцы выражают недовольство сохранением санкций и напряженностью отношений между Россией и Западом в целом. Все чаще мы слышим комментарии от представителей разных стран ЕС о том, что в конце текущего года можно будет ставить вопрос если не о полной отмене режима санкций, то хотя бы о его смягчении. Американцы заинтересованы в том, чтобы действия Европы и США выглядели согласованными, и это влияет на позицию американской администрации.
Наконец, Барак Обама не хочет уходить с президентского поста, оставляя за собой целый шлейф нерешенных проблем. Вопрос о месте в истории его беспокоит. Поэтому для него и его администрации было бы предпочтительно, чтобы какие-то подвижки в украинском конфликте и противостоянии между Россией и Западом произошли до истечения его президентского срока.
— Насколько вообще возможна нормализация отношений между Россией и США, даже в случае гипотетического разрешения украинского кризиса?
— Никакого конструктивного сотрудничества по основным вопросам повестки дня между Россией и Соединенными Штатами не было на протяжении многих лет и до украинского кризиса. Очевидно, что речь идет только о перспективе снятия наиболее острых разногласий, но не о возвращении к духу партнерства. Взаимодействие возможно по отдельным направлениям мировой политики. В частности, в Сирии есть некоторые позитивные примеры этого сотрудничества. Но и Сьюзан Райс, и другие американские политики, ни в коей мере не имеют в виду перспективу принципиального изменения российско-американских отношений.
Если только внутри американской элиты не произойдут тектонические подвижки, которые возможны только в случае победы Дональда Трампа на президентских выборах, что пока кажется не очень вероятным, если американский истеблишмент останется таким же, как сейчас, отношения между Россией и США будут конфронтационными. Просто острота этой конфронтации может быть снижена при частичном урегулировании ситуации на Украине. Не более.