«Мы так не считаем. Вчера на немецком рынке (хаб NCG) цена на июль, например, была ниже 173 долларов. Поэтому мы в таких условиях газ у Газпрома покупать вообще не будем. Весь необходимый газ купим на европейском рынке. Благо с этим у нас проблем теперь никаких нет», — заявил он.
«И тот факт, что цена Газпрома остается на уровне даже выше немецких хабов, будет для нас достаточным аргументом в том же Стокгольмском арбитраже», — добавил Витренко.
По его словам, цена российского газа для Украины должна определяться по формуле «немецкий хаб минус транспорт до него от границы РФ — Украина». Таким образом, Украина впервые назвала цену, по которой желает покупать российский газ с июля 2016 года по март 2017 года: ниже 177 долларов за тысячу кубометров.
Впрочем, цена — не единственное условие Киева. Также Нафтогаз требует в виде дополнения к контракту от 2009 года отказа от условия «бери или плати» в ближайшие три квартала, чтобы оплата за этот газ не могла быть засчитана вместо оплаты предыдущих долгов по условию «бери или плати». «Если этого не будет, мы не будем покупать у них газ, при этом не будем рисковать нашей юридической позицией в Стокгольмском арбитраже», — написал Витренко.
Газпром вполне может пойти на все условия, кроме ценового. Он уже делал исключения по правилу «бери или плати» в «зимних пакетах» по газу. А долгами Нафтогаза перед Газпромом занимается Стокгольмский арбитраж. Скидку на газ Россия тоже не раз предоставляла Нафтогазу, но на этот раз оснований для этого нет.
«Вот пусть Витренко пойдет и купит там (в Германии) газ по 173 минус транспортные расходы. Если сможет купить, то можно ему медаль выдать, — иронизирует замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Еще ни разу им этого не удалось, потому что цена реверсного газа для Украины — это цена в хабе плюс транспортные расходы, плюс маржа поставщика». А это может быть дополнительно 20–30 долларов за тысячу кубометров и даже больше.
Таким образом, реверсный газ Украина может покупать по цене даже больше 200 долларов за тысячу кубометров. Тогда как российский газ стоит 177 долларов. Рассуждения Витренко о калорийности газа и о 182–183 долларах за тысячу кубометров — не более чем риторические манипуляции.
Калорийность — это технические характеристики теплотворности газа. С более калорийного газа получается больше энергии, поэтому идет небольшая доплата. «Однако потребляются не объемы газа, а именно калории, поэтому в пересчете на калорийность получается все та же цена в 177 долларов», — объясняет Гривач. Поэтому реальная цена все же не 182–183, а как раз 177 долларов.
По словам Витренко, именно о такой цене идет речь в третьем квартале, хотя пока доподлинно неизвестно, какой она будет. Цена определяется на базе стоимости корзины нефтепродуктов за предыдущие девять месяцев, поэтому точно цена будет известна лишь 30 июня. «Однако 177 долларов за тысячу кубометров — это вполне соответствует нашим оценкам на третий квартал. При этом она будет на 5% дешевле, чем стоимость реверсного газа для Украины», — отмечает Гривач. Таким образом, реверс Украина будет покупать по 186 долларов за тысячу кубометров.
В этом свете требование Витренко, что Россия должна сделать цену на свой газ ниже 177 долларов, выглядит еще более безумным. Не говоря уже об условии изменения формулы контракта, по поводу чего стороны уже и так судятся в Стокгольмском арбитраже. До решения суда Газпром даже не подумает пойти на такой шаг, который сразу ослабит его позицию в арбитраже.
«Российская сторона совершенно обоснованно считает, что цены, которые формируются в долгосрочном контракте, сейчас полностью отражают рыночную ситуацию. Это значит, что они конкурентоспособны по сравнению с альтернативным топливом. И так было всегда. Иногда этого результата приходилось достигать с помощью предоставления скидки со стороны правительства РФ путем сокращения экспортной пошлины без внесения изменений в контракт. При этом часто украинские коллеги предпочитали все равно покупать более дорогой реверсный газ», — говорит Гривач.
Ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак уже ответил Украине, что скидки ей не видать. «С нашей точки зрения, действующий контракт до конца 2019 года абсолютно определяет все условия взаимодействия между двумя компаниями, и, соответственно, цена получается по формуле контракта абсолютно рыночная… Если будут деньги у украинской стороны — пожалуйста, они могут покупать газ в соответствии с действующим контрактом», — сказал ранее Новак.
«Это самый главный вопрос: есть ли у Нафтогаза денежные средства. Как мы видим и слышим, они пытаются получить кредит международных финансовых организаций, и насколько мы понимаем, они готовы закупать. А если этих средств пока не изыскано, можно вести любые диалоги, вбрасывать информацию в СМИ и так далее», — отмечал министр.
Глава Газпрома Алексей Миллер в свою очередь ранее предупредил Нафтогаз, что тот уже сильно отстает от графиков прошлого года по подготовке к зиме; чтобы наверстать упущенное, компании надо срочно увеличить суточную закачку газа более чем в 2,5 раза. С другой стороны, России, конечно, тоже не лишним будет восстановить поставки топлива на Украину, особенно в свете падения доходов от экспорта газа. В первом квартале 2016 года они упали почти на 26%.
Однако игры Киева с ценообразованием могут иметь совсем другую цель, нежели закупка топлива на зиму по выгодным ценам. «Может, им надо оправдаться: мол, Газпром не хочет продавать газ по той цене, которую мы хотим, поэтому мы и будем покупать реверс. То, что он более дорогой, — остается за кадром. Возможно, они пытаются таким образом оказать давление на европейских трейдеров или структуры, с которыми ведутся переговоры о выделении кредитных ресурсов. Это очень политизированный процесс», — рассуждает Алексей Гривач.
Цена соответствует стоимости газа в европейском хабе и ниже стоимости альтернативы — реверса. «На третий квартал фьючерс на газ стоит 175 долларов за тысячу кубометров в Германии. Цена в хабе в третьем квартале может как подешеветь, так и подорожать. Например, в мае газ был дешевле, чем сейчас, в июне», — добавляет Гривач.