У нового вида войск уже есть и командующий — генерал-майор Игорь Лунёв, которого назначили на эту должность в январе текущего года. Он уже успел повоевать против своего народа на Юго-Востоке. В частности, в октябре 2014 года командовал группировкой сил, оборонявших донецкий аэропорт. А в Славянске, когда город оставили ополченцы, его 25-я бригада ВДВ, провела самую настоящую карательную операцию против мирных жителей.
Агентство «Актуальные новости ЛНР», например, сообщает, что по итогам правление Лунёва 25-я воздушно-десантная бригада получила в народе почетное наименование — бригада «Имени Его Шоколадного Высокоповажества Петропы Рошенко, 25-я, необучаемая, трижды разбитая, по котлам сидящая, побед не видавшая, обед не едавшая, блох начесавшая, Светлейшего Князя Бени Коломоича личная отдельная потешная аэромогильная бригада».
Тем не менее, сомнительная репутация этого военачальника ничуть не смутила депутата-наводчицу Надежду Савченко, которая теперь уверена, что благодаря ССО Украина точно «победит Россию».
«Они умеют и знают, как эффективно воевать против России», — заявила она с трибуны Рады, приветствуя создание нового вида войск.
Прокомментировать последние пертурбации в украинской армии «СП» попросила члена научного совета при Совете безопасности России, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Андрея Манойло:
— Киев готовится к продолжению войны в Донбассе. Потому и создается эта группировка ССО — для ведения боевых действий, которые характерны именно для гражданской войны. То есть, это рейды в тылу противника. Это диверсионная и разведывательная деятельность. Ну, и все остальное, конечно, тоже.
Любая гражданская война — это отсутствие как таковой линии фронта. Это глубокие рейды в тылу противника. И боевые действия, как правило, разворачиваются вдоль дорог.
Для ведения гражданской войны требуется совершенно иной тип подразделений и иная подготовка для бойцов. Должны быть небольшие компакты, разведывательно-диверсионные группы спецназа, которые в состоянии как раз организовывать глубокие рейды в тыл противника. Наносить удары по узлам его коммуникаций. Уничтожать пункты управления войсками. Ликвидировать лидеров противника… Ну, и т. д. и т. п.
Именно такие подразделения, собственно говоря, Украина начинает активно формировать. Они разрабатывают новые кампании продолжения войны в Донбассе.
«СП»: — То есть, не случайно тут несколько деятелей «незалежной» — Бессмертный и Геращенко — яростно так критиковали «Минск-2»?
— Минские соглашения для Киева препятствием не являются. Украинское руководство никогда не собиралось их выполнять, и не выполняет. То есть, очевидно, что те требования, которые изложены в минских соглашениях, они выполнены никогда не будут. Потому что в нынешней власти киевской есть определенная установка на то, чтобы этого не делать.
Они резонно полагают, что рано или поздно произойдет разрыв эти соглашений. Возможно, даже довольно скоро. Будет, скажем, какая-то провокация со стороны Киева, и гражданская война снова возобновится.
И вот для того, чтобы достигнуть определенных боевых успехов в войне против собственного народа, им конечно нужны воинские подразделения нового типа. Я думаю, с этим, прежде всего, связано решение Рады.
Во-вторых, они, по всей видимости, пытаются собрать самые боеспособные боевые единицы в рамках этого командования под единым управлением.
Потому что ВСУ себя показали очень плохо, как организованная и управляемая боевая сила в условиях гражданской войны. Воевали плохо. Низкий моральный уровень, низкий уровень мотивации у военнослужащих — что совершенно понятно. Кого же замотивирует возможность вести войну против своих граждан и участвовать в карательных операциях.
«СП»: — Зато у боевиков из нацбатов этой мотивации — на десятерых у каждого…
— Я все-таки думаю, что нацистские батальоны не будут включать в эти Силы спецопераций. Порошенко, скорее, пытается создать им некий противовес в лице этого специального командования. Потому что нацисты из карательных батальонов, они никому не подчиняются, включая верховную власть в Киеве. Хотя формально входят, кто в состав Нацгвардии, кто в ВСУ. «Правый сектор» * никуда не входит.
Формировать новые войска будут из наемников-контрактников.
«СП»: — Это те, кого сегодня натовские инструкторы готовят?
— Скорее всего, так. И, по всей видимости, все боеспособные единицы Киев собирает под «крышей» этого единого командования. Для того чтобы иметь хотя бы какой-то наступательный кулак.
«СП»: — Савченко вот говорит, что против России будут воевать…
— Это известный их популизм. Линия этого популизма продолжается. Они заявляют о том, что ЛНР и ДНР — это территории, которые «оккупированы Россией». И, соответственно, гражданская война в Донбассе, это не гражданская война, а война Украины против России. И против примкнувших «отступников» и «отщепенцев», под которыми они понимают все население Донбасса. Но, в первую очередь, тех, кто проживает на территории народных республик.
«СП»: — И что, теперь они будут успешней воевать? Генерал Лунёв, несмотря на «боевые заслуги» особым талантом полководца явно не отличается…
— Война против собственного народа, в принципе, успешной быть не может. Всех, кто сейчас собирается формировать эти специальные войска для того чтобы продолжать убивать жителей Донбасса, ждет суд — международный трибунал. Рано или поздно они сядут на скамью подсудимых — я уверен.
Что касается опыта генерала Лунёва… Дело в том, что донецкий аэропорт удерживали с украинской стороны в основном иностранные наемники. Позиции там держали поляки и американцы из ЧВК. И, собственно говоря, качественная подготовка бойцов иностранных ЧВК, она существенно выше, чем подготовка любого военнослужащего ВСУ. Поэтому определенное время они этот аэропорт и удерживали. Мифы про каких-то там украинских «киборгов» — всего лишь мифы.
И киевскому руководству не стоит рассчитывать, что боеспособность ВСУ повысится, только потому, что там провели переформирование частей и создали новый вид войск с грозным названием — Силы спецопераций.
Однако я полагаю, что они и не преследуют такой цели — создать армию нового типа. Они хотят оставшийся в их распоряжении человеческий ресурс организовать таким образом, чтобы его можно было наиболее эффективно пустить в расход в этой гражданской войне. Чтобы никто не разбежался, и не отказался воевать против собственного народа.
Глава правления Союза писателей ЛНР, ветеран Афганистана Глеб Бобров, в свою очередь, считает, что киевский режим просто не может остановить войну:
— Остановка войны сразу вызовет вопросы — а ради чего погибли десятки тысяч человек, еще больше получили увечья и миллионы остались без крова? И ради чего Украина потеряла территории часть Донбасса и Крым?
Поэтому война должна продолжаться.
С другой стороны, есть минский процесс, который вынуждает Киев садиться за стол переговоров.
Но Киев выбирает свою политику — ни вашим, ни нашим. То есть, мир и война одновременно.
Поэтому, я думаю, Порошенко и анонсирован на днях как бы новый этап — так называемую «гибридную войну», с развертыванием по всей стране «партизанского движения». Голосование в Раде по новому оборонному законопроекту — продолжение этой политики.
«СП»: — О чем это говорит?
— С одной стороны, это говорит о том, что Украина не может вести полноценные боевые действия. У нее на исходе боеприпасы для артиллерийских систем — запасы, которые оставались на военных складах с советских времен, почти иссякли. А западную помощь она не получала. Есть какая-то помощь от Америки, но, по признанию самих украинских властей, очень незначительная.
Украина физически не может продолжать войну. Экономика страны — на грани коллапса. В войсках низкий морально боевой дух. Повальное мародёрство, наркомания, алкоголизм. Люди не понимают, ради чего они гниют в своих блиндажах и окопах. Воевать они не готовы и не могут.
Но Киеву нужно, чтобы «шоу» продолжалось. То есть, должна в едином пространстве идти война. Как в фильме «Хвост виляет собакой», точно так же у нас война ведется медийная. Почитайте этот бред, который заполонил украинские СМИ, про «великие победы над российским агрессором». Про тысячи плененных и убитых террористов-боевиков.
Им, на самом деле, нужна имитация. И эти новые спецвойска — очередная имитация.
«СП»: — Думаете, это на уровне запугивания?
— Конечно, они могут создать некое количество ударных разведывательно-диверсионных подразделений и попытаться провести какие-то диверсии на территории наших республик. Или на территории Крыма.
Плюс, они могут что-то аналогичное устроить на своей территории. Ну, чтобы, так сказать, показать всему миру результаты действий «террористических республик» Донбасса, как они любят говорить. Мы для них тут все террористы.
Но у ДНР и у ЛНР есть свои вооружённые силы. Они четко несут боевое дежурство. И пока что успешно отражали все попытки провокаций киевского режима.