Обращает на себя внимание, что во время закончившегося 17 июня трехдневного визита в США Владимира Гройсмана Барак Обама не нашёл даже двух минут для короткого рукопожатия с Гройсманом в коридорах Белого дома. Хотя, например, в эти же дни он провёл полновесную встречу в Овальном кабинете с министром обороны Саудовской Аравии принцем Мохаммедом бин Салманом. Всё естественно: таковы внешнеполитические приоритеты Вашингтона. Украина на шкале этих приоритетов отстоит от Саудовской Аравии далеко.
Основная встреча состоялась у Гройсмана с куратором Украины вице-президентом Джо Байденом. Если верить украинским официальным сообщениям, то её содержание, как и всех других контактов украинского премьера в Америке, сводилось к двум вопросам – обсуждению борьбы с «российской агрессией», в том числе «в контексте осуществления Минских соглашений», и поддержке «успешно проводимых на Украине реформ». В разговорах с представителем США в ООН Самантой Пауэр - едва ли не главным проводником жёсткой линии в отношении Москвы среди высокопоставленных американских дипломатов - Гройсман и вовсе дал себе волю. Смешав всё в кучу, он объявил главными врагами Украины «Россию, коррупцию и популизм». Населению вновь предложена сказочка о том, что Вашингтон полностью поддерживает все подходы Киева и вот-вот одарит Украину многомиллиардной спасительной помощью.
Однако американская интерпретация переговоров Гройсмана, которая в плане понимания позиции Вашингтона имеет больший вес, чем украинская, заметно отличается от победных реляций Киева. Согласно сообщениям Белого дома, Байден действительно обещал Украине помощь на проведение реформ в размере «целых» 220 млн долларов. Только вот разговор об этой скромной сумме идёт с начала года уже не в первый раз. Странно даже, что она до сих пор не поступила. Разве что обещания за это время подросли с 200 млн ещё на 20 млн долл. Однако, видимо, эти обещания, как и другие виды финансовой подпитки Киева вроде кредитных гарантий, займов МВФ и т.п., привязаны к политическим обязательствам украинского руководства по урегулированию ситуации на востоке страны. Байден прямо заявил об обеспокоенности Вашингтона «ухудшением ситуации в Восточной Украине» и подчеркнул «важность скорейшего осуществления Минских соглашений». При этом ни «сепаратистов», ни Россию Байден не упомянул, из чего следует, что от Киева просто ожидают выполнения его части обязательств.
О том, что настроения в Вашингтоне постепенно меняются не в лучшем для украинского руководства направлении, можно было догадаться ещё по сделанному накануне визита Гройсмана заявлению помощника президента по национальной безопасности США Сьюзан Райс. В беседе с ведущим колумнистомWashington PostДэйвидом Игнатиусом она сообщила, что в Белом доме считают возможным урегулировать украинский конфликт до конца года и прилагают все усилия к тому, чтобы соответствующее мирное соглашение было выполнено к моменту ухода Барака Обамы с президентского поста. Райс также отметила, что в деле реализации минских соглашений власти США активизируют сотрудничество с французскими и немецкими коллегами, но диалог с Россией по данному вопросу остаётся приоритетным. «Мы надеемся, что, если Россия хочет разрешить эту проблему, – а у нас есть основания полагать, что хочет, – у нас есть время, ресурсы и инструменты, чтобы добиться этого», – сказала Райс. Она, правда, отказалась делать прогнозы и подчеркнула невозможность гарантировать ратификацию украинским парламентом предусмотренных соглашением избирательных реформ.
Видя неуступчивость украинских властей, бывший посол США на Украине Стивен Пайфер привёл дополнительный довод в пользу того, что Киеву следует быть приверженным минским соглашениям. Само наличие этих соглашений, отметил Пайфер, позволяет канцлеру Меркель доказывать Евросоюзу, что санкции против России нужно сохранить. Крайне сомнительный аргумент, но американцы толкают Киев к признанию безальтернативности минских соглашений уже и таким способом.
В новом проекте основателя и директора частного информационно-разведывательного агентства Stratfor Джорджа Фридмана Geopolitical Futures та торопливость, с какой администрация Обамы хочет «избавиться» от Украины, объясняется тремя причинами. Первая из них – это раскол Европы по вопросу сохранения санкций против России. Чтобы добиться уступок от Москвы, западные страны должны были бы действовать единым фронтом, а этого нет. Причём Кремль постоянно привлекает на свою сторону отдельные европейские правительства и партии, ослабляя единую переговорную позицию Запада. Поэтому через какое-то время условия украинского урегулирования могут стать для США ещё менее благоприятными, чем сейчас. Вторая причина спешки Вашингтона в украинском вопросе – обеспокоенность ещё одной внешнеполитической проблемой, «Исламским государством» (ИГ). Чтобы потеснить ИГ в Сирии, США нуждаются в российской помощи как на поле боя, так и на переговорах. Третья причина - опасения администрации Обамы насчёт того, что следующий президент США может занять иную позицию по отношению к сторонам украинского конфликта. Тут имеется в виду, конечно, Дональд Трамп, победы которого демократы всеми силами стараются не допустить, но исключать до конца не могут.
Не исключено, впрочем, предполагает Geopolitical Futures, что усилия нынешней администрации пропадут втуне из-за того, что зарубежные лидеры, включая украинских и российских, займут выжидательную позицию ввиду неопределённости исхода президентских выборов в США. Белый дом, согласно данным выкладкам, вовлечён в гонку против времени, и перспективы заключения с Москвой отвечающей американским интересам сделки по Украине будут постепенно исчезать. В то же время, полагают авторы этого аналитического материала, успешное сотрудничество с Россией по Украине могло бы способствовать продвижению целей США в Сирии.