Длинно, но очень информативно.
Cвятослав Голиков: Внутренние проблемы, внешние игроки и «Брестские крепости» Казахстана
«Майданные» телодвижения в Казахстане весной этого года осуществлялись по шаблонам «цветных революций», и ниточки, связывающие местных активистов с зарубежными игроками, тянутся на Украину, в Польшу, Прибалтику и Великобританию.
Воинственные заявления непримиримой оппозиции о регулярном проведении митингов протеста в крупных городах Казахстана 21-го числа каждого месяца, начиная с мая, продолжения в июне не получили. «Борьба с режимом» перешла в плоскость виртуально-сетевого облаивания «тирании», стенаний о закручивании гаек и юридических маневров по защите прав «жертв политических репрессий».
В республике продолжает действовать «желтый» уровень террористической опасности, введенный после событий в Актобе 5 июня, но пока, слава богу, никаких дальнейших проявлений террористической активности не последовало. На данный момент, по крайней мере внешне, в нашем «Багдаде» все относительно спокойно.
Многие казахстанские политологи и общественные деятели, настроенные либо оппозиционно, либо просто критически по отношению к власти, уже не раз озвучивали мнение, что весенние протесты в Казахстане были вызваны исключительно внутренними причинами, включая недовольство значительной части населения сложившейся в республике обстановкой, и использование этого недовольства различными элитными кланами в своих интересах. Сходные вещи говорились и в отношении террористической атаки в Актобе.
То есть никакой «руки Запада» во всех этих процессах как бы нет, и все происходящее является следствием внутренних проблем Казахстана, тогда как власти республики сознательно нагнетают паранойю, стремясь таким образом приглушить народное недовольство.
И вообще Казахстан ведет миролюбивую политику, и у него нет внешних врагов. Что же касается рисков усиления террористической активности в республике, то, как говорили некоторые казахстанские политологи еще осенью прошлого года, они связаны в первую очередь с действиями России в Сирии.
Сложно сказать, чего больше в подобных оценках – отсутствия глобального видения или банального лукавства, так как активная вовлеченность заокеанских игроков и их сателлитов в стимулирование деструктивных процессов в казахстанском обществе налицо.
Разумеется, речь не о том, что будто бы посол США в Казахстане Джордж Крол проехал по регионам Казахстана, нашептал что-то на ушко местным «правозащитникам» и «гражданским активистам», передал чемоданы с наличными, и работа закипела. Или, скажем, суровые ребята из ЦРУ связались по «Скайпу» с казахстанскими салафитами в Актобе и дали им отмашку начинать джихад. Такой рубленый топором лубок пригоден для употребления разве что в сказах о том, як жеж брешеть москальска пропаганда.
Речь идет о том, что «майданные» телодвижения в Казахстане весной этого года осуществлялись по четким и до боли знакомым шаблонам «цветных революций», и ниточки, связывающие местных активистов протеста с зарубежными игроками, тянутся на Украину, в Польшу и страны Прибалтики, в Великобританию и далее за океан. Обо всем этом сказано уже более чем достаточно, чтобы все увидеть и все понять.
Более того, практически все лидеры протестного движения в Казахстане в плане идеологии прочно завязаны на наших заокеанских «партнеров», открыто апеллируют к ним и нескрываемо ждут от них поддержки в борьбе с местной «тиранией» и северным «Мордором».
Поэтому, кстати, можно предполагать, что весенние старания казахстанской оппозиции стали не только пробным шаром с целью проверить на прочность государство и общество, выявить болевые точки и слабые места, но и своеобразной заявкой на свою долю в почти миллиардном бюджете, намеченном Госдепартаментом США для выделения Украине, Грузии, Молдавии и республикам Центральной Азии по статье «противодействие российской агрессии» в 2017 финансовом году.
Что касается теракта в Актобе, то связь с зарубежными игроками здесь не настолько прямая, но тоже вполне очевидная. Закреплению и развитию салафизма в Казахстане активно содействовали в том числе путем лоббирования среди представителей верхних эшелонов власти и финансовых вливаний в строительство культовых объектов, ставших затем рассадниками салафизма, Саудовская Аравия, Катар и Турция.
Турция также является ключевым звеном в логистических цепочках переброски казахстанских боевиков как из Казахстана в Сирию, так и из Сирии в Афганистан и республики Центральной Азии. Кроме того, все больше салафитов в Казахстане подпадают под влияние пропаганды ИГИЛ, этого нового любимого чудовища американских неоконов, выращенного ими взамен списанной со счетов «Аль-Каиды».
В общем, процесс запущен, и действия «спящих» салафитских ячеек, даже не связанных с ИГИЛ напрямую, можно дистанционно и опосредованно направлять в нужное русло путем умелых информационно-пропагандистских манипуляций.
Что интересно, 6 июня, то есть на следующий день после теракта в Актобе, когда еще толком никакой детальной информации по боевикам, кроме предварительного списка подозреваемых, озвучено не было, «Радио Свобода» с элегантностью боевого носорога связало воедино весенний «майдан» и события 5 июня: Некая «Армия Освобождения Казахстана» в заявлении для международных СМИ взяла на себя ответственность за события в Актобе.
В обращении, в частности, говорится, что это был «первый бой сторонников демократического пути развития Казахстана» против «диктатуры клики Назарбаева». В тот же день эту «новость» со ссылкой на «Радио Свобода» разнесли по свету многие казахстанские и зарубежные СМИ, и только внимательные журналисты портала 365info.kz с ходу задались вопросом: «Кто придумал «Армию Освобождения Казахстана»?»
Сказочный фейк, запущенный в оборот рупором Госдепа, продержался очень недолго, но слепили его явно не от нечего делать, ибо такие вещи просто так не делаются. Судя по всему, в этом вбросе был совершенно определенный умысел. Очевидно, что руководству Казахстана был послан очень недвусмысленный сигнал. Да и местная оппозиция прокололась в своей самой первой реакции на теракт в Актобе, злобненько ухмыляясь – вот, мол, не хотели с мирными протестующими разговаривать, поговорите-ка теперь с вооруженными.
Руководство Казахстана ответило бескомпромиссным продолжением антитеррористической операции и переговорами с Сергеем Шойгу в Астане по вопросам укрепления региональной безопасности и борьбы с терроризмом, а в своем обращении к народу Казахстана 8 июня президент Нурсултан Назарбаев призвал граждан сплотиться перед лицом угрозы «цветной революции». На мой взгляд, все стороны вполне красноречиво обозначили свои позиции.
Разумеется, внутренние проблемы Казахстана, в том числе конфликты между элитными кланами, которые могут использовать как протестные настроения в обществе, так и религиозный экстремизм в своих целях, играют свою роль в происходящих процессах. В этом нет ничего удивительного, так было и в Сирии, и на Украине.
Вопрос в том, кому на руку играют эти элитные кланы своими действиями. И ответ здесь опять-таки очевиден. Главными бенефициарами процесса дестабилизации Казахстана являются те кланы американских политических, финансовых и промышленных элит, которые любой ценой стремятся сохранить за США исключительное глобальное лидерство.
Понятно, конечно, почему казахстанская оппозиция руками и зубами ухватилась за заявление американского посла в Казахстане Джорджа Крола, что ни Госдеп, ни правительство США никоим образом не причастны к организации и финансированию «земельных» митингов.
Но неужели кто-то еще, находясь в здравом уме и при этом не будучи ангажированным, может всерьез воспринимать фееричный пассаж о том, что США «поддерживают спокойствие в странах», от посла державы, которая уже второй десяток лет практически незавуалированно специализируется на организации «цветных революций» и создании «управляемого хаоса» в зонах ее «жизненных интересов»?
Говорить о том, что Казахстан – мирная страна, никому не угрожает и хочет строить со всеми конструктивные отношения, а следовательно, у него нет врагов, можно либо в силу дипломатической необходимости, либо от очень большой наивности. Казахстан – это не сферический конь в вакууме.
Это ключевой элемент в Центральной Азии, связывающий проекты экономической интеграции евразийского пространства, в которых жизненно заинтересованы Россия и Китай, главные геополитические конкуренты США. Эти проекты тактически являются противовесом планам США по развитию программ Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерства, а стратегически угрожают интересам США построением по-настоящему многополярного мира и, соответственно, выводом из-под их политического и экономического контроля огромных регионов.
Технологии «цветных революций» и гибридных войн за последние полтора десятка лет отлажены. На практике эти технологии, правда, не всегда дают именно те результаты, на которые изначально рассчитывают организаторы, но сеять управляемый или неуправляемый (это уже как пойдет) хаос у них получается знатно. Казахстан на очереди. Удар по нему – это удар одновременно по России и Китаю.
Организаторы пробного казахстанского «майдана» были весьма откровенны в своих антикитайских и антироссийских лозунгах, и местные подстрекатели религиозных экстремистов недаром размещают у себя на страничках тонны постов о «зверствах» российской армии в Сирии и гонениях на своих «братьев» в России и Китае. И это не алармизм. Это осознание реальной угрозы, которую нельзя недооценивать.
Но знаете, что меня лично очень радует?
Во-первых, судя по всему, в самых высоких кабинетах и Астаны, и Москвы степень угрозы оценили вполне адекватно. Об этом, в частности, говорит «очень обширная доверительная встреча» Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным в рамках 20-го Петербургского международного экономического форума, на которой, по словам президента Казахстана, обсуждались «региональные вопросы, проблемы геополитики, вопросы терроризма и развития ЕАЭС, двусторонних отношений Казахстана и России».
Во-вторых, очень показательна реакция на происходящие события адекватной части казахстанского гражданского общества. В качестве последнего яркого примера хочу привести гражданскую акцию «Свеча Памяти», прошедшую 22 июня в парке 28 Панфиловцев в Алма-Ате, на которую собралось в несколько раз больше людей, чем на алматинский «майдан» 21 мая.
В акции участвовала и делегация из России, которая привезла с собой «Огонь Памяти» с Поклонной горы. Я был там и видел, что для собравшихся людей память о нашей общей боли и нашем общем подвиге – не пустые слова, а реальное живое чувство. И эти люди готовы сплотиться перед лицом новой общей угрозы. И гимном этой готовности прозвучала замечательная песня группы Motor Roller «Брестские крепости».
Новый заокеанский «Рейх» очень силен и просто так от Центральной Азии не отступится. Но наши «Брестские крепости» держатся, и мы еще посмотрим, кто кого.