Для однорукого мужчины хрупкого телосложения А. Чатаев (1980 г. р., уроженец г. Ведено) успел невероятно много.
В 22-летнем возрасте потерявший руку юноша получил политическое убежище в Австрии. По версии российских спецслужб, требовавших выдачи Ахмеда, он был боевиком экстремистских групп, воевал за «Имарат Кавказ»* в Чечне и лишился верхней конечности естественным для боевика способом — в результате ранения.
По версии самого Чатаева, всё было не так: он боролся за свободу Кавказа, и в русской тюрьме его руку отрубили топором в ходе невероятно жестоких пыток. Эта версия как более заслуживающая доверия была принята Amnesty International, европейскими чиновниками и австрийским судом. Чатаева не выдали России.
Дальнейшее выглядит примерно так.
В 2008 году А. Чатаев арестован в Швеции за хранение нелегального оружейного арсенала. Он проводит несколько месяцев в тюрьме и освобождается.
В 2010 году А. Чатаев арестован на Украине по запросу российской Генпрокуратуры через Интерпол. В его мобильнике обнаружены фотографии убитых людей и инструкции по изготовлению взрывчатки. Но Европейский суд по правам человека отклоняет запрос на экстрадицию — и Чатаев освобождается.
В 2011 году А. Чатаев арестован в Болгарии по запросу РФ через Интерпол (он подозревается также в связи с убийством двух болгарских сотрудников миссии в Ираке, которых похитили и обезглавили в 2004 году). Суд первой инстанции решает передать его российским спецслужбам, но апелляционный суд в Пловдиве отменяет это решение, потому что беженцев выдавать нельзя, и Чатаев освобождается.
В 2012 году А. Чатаев арестован в Грузии, раненый и с двумя гранатами, в центре только что завершившейся бойни между боевиками и грузинскими пограничниками на границе с российским Дагестаном. Вокруг — 12 убитых боевиков и 3 грузинских силовика. Версии самого инцидента по сей день расходятся: от «попытки проникнуть на территорию Грузии из Дагестана» до «попытки выпускников тренировочного лагеря боевиков, устроенного на грузинской территории, самовольно совершить рейд в Россию». Чатаев же объясняет, что попал в лагерь боевиков с дипломатической миссией мира — хотел провести с ними переговоры и убедить их сдаться грузинским властям. Гражданские активисты собирают митинги с требованием освободить Чатаева. В итоге ему верят, и Чатаев освобождается.
В том же году он публикует видеоролик, в котором решительно приветствует братьев по борьбе — «Исламское государство»* — и примыкает к ним. Далее он становится известен как координатор ТОЗР ИГ по вербовке боевиков в СНГ, и в 2015 году его включают в список лиц, связанных с террористами, в департаменте внешних связей Казначейства США, с которыми «запрещено иметь финансовые дела».
Наконец, 2016 год, Стамбул, 44 трупа и более 200 раненых. А. Чатаев подозревается в вербовке исполнителей и организации самого теракта.
…Как легко понять, у этой дикой международной «истории успеха» может быть два объяснения — и даже не понятно, которое из них хуже.
Объяснение первое. У А. Чатаева все эти годы имелась совершенно железобетонная крыша, окончательная бумажка и броня, от которой решительно отскакивали все обвинения, запросы российских властей и подозрения шведских, украинских, болгарских и грузинских силовиков. Такую крышу в современном мире может обеспечить только одно государство — и это Соединённые Штаты.
США нет оснований подозревать в излишней моральной щепетильности. Поддержка Борцов За Свободу, сражающихся с неправильными государствами, является для них нормальной и давней практикой. Так было во времена «саудовского бизнесмена, посвятившего себя освобождению Афганистана от советской оккупации, Усамы бен Ладена». И так продолжается по сей день, когда в Сирии активно поддерживаются и вооружаются некие «умеренные исламисты, противостоящие одновременно и режиму Асада, и ИГИЛу».
Это объяснение печально, потому что говорит о реальной роли т.н. союзников США, включая страны ЕС, Турцию и Грузию, — и роль эта в том, чтобы быть безответными потерпевшими в американских геополитических комбинациях.
Второе объяснение состоит в том, что американское государство тут вообще ни при чём. И что изумительная неприкосновенность Ахмеда Чатаева стала результатом усилий неправительственной гуманитарной организации Amnesty International, европейских гуманистических чиновников и активистов гражданского общества.
Данное чудо, в этом случае, было обеспечено именно тем фактом, что изначально Чатаева требовала выдать и обвиняла в преступлениях Российская Федерация. А поскольку Россия — государство во всех отношениях глубоко неправильное и аморальное, то выдавать ей того, кого она просит, с европейскими ценностями несовместимо. И с украинскими/грузинскими тоже несовместимо, потому что нельзя потакать России, врагу свободы, в её борьбе с противниками. Враг России, безусловно, является врагом зла. А значит, он друг свободы. А значит, его надо понять и поддержать.
Эта версия, может быть, ещё печальнее, чем версия железной американской крыши. Потому что наглядно демонстрирует совершенную инвалидность т.н. европейских принципов применительно к реальной жизни.
Тот факт, что знаменитые принципы, на которых построен ЕС, с трудом налезают на реальность, — в последние годы и месяцы неоднократно демонстрировался с самой неприличной, наглядной, кровавой стороны.
Эти принципы обернулись бойнями в Париже и Брюсселе — хотя там, казалось бы, были обеспечены все условия для мирного мультикультурного сосуществования гей-парадов и медресе.
Эти же принципы обернулись и Брейвиком, который, готовя массовую бойню, спокойно просочился через все европейские стандартные фильтры, созданные для отслеживания и пресечения экстремизма.
Эти принципы, выразившиеся в радостном уничтожении Ливии, обернулись в минувшем году нашествием мигрантов и «Кёльнской ночью изнасилований».
Эти принципы обернулись в конечном итоге брекситом, в результате которого будущее Европы теперь в целом под вопросом.
Теперь вот выясняется, что благодаря этим принципам по Европе и окрестностям 13 лет свободно гулял и творил что хотел откровенный религиозный фанатик и менеджер глобального терроризма.
И, наконец, о главном.
Стоит ли теперь ожидать, что результатом стамбульского инцидента станет изменение в ЕС и НАТО отношения к России и её борьбе с терроризмом?
Нет, не стоит. Превращение Ливии в дикое поле, транспортный хаб для человекоторговли и базу ИГ и «Аль-Каиды»* не привело к запоздалой реабилитации убитого Каддафи. Превращение «сирийских борцов с режимом» в чёрную дыру ИГ не привело к пониманию, что лучше Асад, чем публичные обезглавливания и геноцид христиан. И превращение «борцов за свободу Кавказа» в агентов террора не приведёт к пониманию мотиваций и действий России.
Более того, европейским СМИ не будет трудно объяснить своим гражданам на уровне пиара, что и в стамбульском теракте виновата Россия. Аналитика типа «безжалостное преследование кавказских инсургентов Россией радикализировало их и трансформировало в исламских террористов» уже вовсю фигурирует в западных медиа.
В конце концов, объявили же ранее нас виноватыми и в «мигрантском нашествии», и в брексите. Справятся и сейчас.
…Ну а России в таких раскладах бессмысленно пытаться быть хорошей по-европейски. Во-первых, всё равно не полюбят, а во-вторых и в-главных — это просто вредно.
* «Исламское государство», «Аль-Каида», «Имарат Кавказ» — террористические группировки, запрещённые в РФ.