Предлагаю начать с того, что я считаю самым важным вопросом политической повестки дня как здесь в США, так и во всем мире. Перефразируя одного современного мыслителя, отметим, что это призрак бродит не только по Европе, но и по Азии, Африке и Латинской Америке, да и вообще по всему миру. И имя этому призраку Хиллари Клинтон. Джон, почему вы считаете, что Хиллари представляет такую угрозу для мира?
Вы весьма точно описали Хиллари Клинтон в качестве призрака. Разница между ней и Дональдом Трампом в том, что Трамп является радикальным по своим взглядам индивидуалистом, гротескным в некоторых своих проявлениях, а Хиллари Клинтон это воплощение хищнической системы. На мой взгляд, Хиллари Клинтон посвятила большую часть своей очень долгой политической карьеры откровенной агрессии. Она – очень интересное явление, требующее изучения, и я думаю, что Клинтон привнесет в политику еще больше агрессии, и в мире и в США. Я имею в виду ее значительный вклад в разрушение Ливии, которая была современной страной. Она возглавлялась диктатором, но во многих современных странах есть диктаторы. Ливийский диктатор заключал сделки с Западом, но его страна старалась проводить независимую политику. Он хотел для Ливии более значимой роли в Африке, хотел создать при помощи нефтяных доходов Африканский банк развития, мечтал о финансировании самостоятельной африканской валюты, об определенной независимости и Африки и Северной Африки конкретно. Хиллари Клинтон взорвала все это. Я имею в виду, буквальным образом. Посмотрите на некоторые фотографии ливийского города Сирт, абсолютно разрушенного, обратите внимание на некоторые доклады о бомбардировках НАТО, они даже не скрывали, что атакуют гражданские объекты. Ливия была довольно непрочной страной, с тонким сплавом нескольких племенных объединений, это довольно типично для Ближнего Востока. Хиллари раскрошила всю эту систему вдребезги и затем наблюдала за убийством Каддафи. Не просто убийством, но кровавой расправой над человеком. И злорадствовала над ним публично. Я помню о ее обещаниях расправиться с Ираном в случае какой-либо угрозы для Израиля. Есть много и других примеров. Хиллари Клинтон, вероятно, несет единоличную ответственность за обострение ситуации и рост агрессивности со стороны США в Южно-Китайском море. На посту госсекретаря она побывала в 2010 г. во Вьетнаме, где выступила с крайне важным заявлением, в котором дала понять, что региональный конфликт в Южно-Китайском море, вокруг архипелага Спратли, должен стать сферой американского интереса. Для этой части мира постоянные споры и конфликты из-за различных архипелагов и островков являются довольно обыденным делом, но Клинтон придала им характер международной горячей точки. Сегодня китайцы строят на Спратли взлетно-посадочный полосы только по той причине, что их со всех сторон окружают порядка 400 военных баз США. Они предпринимают шаги, пусть и с запозданием, желая защитить себя. Об этом редко говорят вслух в США. Госсекретарь Хиллари Клинтон подняла эту проблему на тот уровень, который может привести к очень серьезной конфронтации между Китаем и США, которые оба являются ядерными державами.
Я задал этот вопрос с ироничной отсылкой к «Манифесту коммунистической партии» и Карлу Марксу, но, на самом деле, это вполне уместно, когда мы видим, как призрак Хиллари Клинтон бродит по Европе и Азии. Если вы обратите внимание на наращивание военных сил США в Восточной Европе, вдоль границ с Россией, если посмотрите на т.н. "поворот в Азию", который в действительности является ничем иным, как наращиванием военно-морских и сухопутных сил на периферии Китая, это готовый рецепт для глобальной катастрофы, и все начинается с момента, когда Хиллари Клинтон вступает в свою должность. Я не знаю никого, кто готов рискнуть началом Третьей мировой войны больше, чем Хиллари Клинтон. Независимо от того, что мы думаем о Дональде Трампе, он не станет помогать Хиллари Клинтон с точки зрения разжигания войны, с точки зрения международного запугивания и, давайте скажем прямо, империализма. Хиллари Клинтон является квинтэссенцией либерального империалиста.
Хиллари Клинтон весьма отличается в этом плане от Дональда Трампа, который заявил, что не желает воевать с Россией и Китаем. Как вы и сказали, мы видим, как образовались два фронта. Сначала т.н. "поворот в Азию", 60% сил ВВС и ВМС США направляются в азиатско-тихоокеанский регион, это самое значительное военное развертывание здесь со времен Второй мировой войны. Одновременно на западных границах России наблюдается самое большое скопление войск с периода Второй мировой войны. Выступая на прошлой неделе на мероприятии, приуроченном к 75-й годовщине нацистского вторжения в Советский Союз (22 июня 1941 г.), Владимир Путин сравнил наращивание сил НАТО с операцией "Барбаросса", как называлось нацистское вторжение в Советский Союз. Он правильно указал, что ничего подобного не было с 1941 г. Это многое говорит о современном мире, где информация имеет божественный статус, но при этом никто не считает проблемой тот огромный риск, который складывается из ситуации на границах России и Китая. Два региона в мире открыты для провокаций, способных привести к ядерной войне.
В этом нет никаких сомнений, тем более, что не только Хиллари Клинтон является сторонником подобного рода милитаризма, она также олицетворяет собой некоторые виды экономической войны, которые США применяют против России и Китая. К примеру, Хиллари является одним из главных сторонников Транстихоокеанского партнерства. Большинство экспертов сходятся во мнении, что эта коммерческая сделка, не столько касается свободной торговли, сколько является попыткой экономически изолировать Китай, укрепить американскую экономическую гегемонию на азиатско-тихоокеанском пространстве. Опять же санкции против России, Хиллари Клинтон постоянно говорит о наказании России. Таким образом, помимо наращивания военной силы, мы видим признаки экономической войны, в группу сторонников которой входит Хиллари Клинтон, своего рода мягкой подрывной силы, столь же опасной, как и военное противостояние.
Соглашусь с вами. Она следует традиции Демократической партии, ведет себя вполне предсказуемо. Единственное ее отличие в том, что она может стать первой женщиной-президентом, а в остальном Клинтон является типичным либеральным кандидатом в президенты от Демократической партии, начиная с Гарри Трумэна. Большинство войн, в которых с 1945 г. участвовали США, были начаты либеральными демократами, а не республиканцами. Демократы имеют очень богатую традицию пропаганды войны. Хиллари Клинтон находится в этом же ряду, вот почему я бы назвал ее воплощением прочной и очень устойчивой системы. Все эти управляемые толпы вокруг нее, все эти женщины, которые радуются, что одна из них может стать первым президентом, все это полный абсурд. Многим из них пришла пора задуматься.
Мне кажется, нам пора рассмотреть вопрос, как мы оказались в такой ситуации. У нас есть лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама, который получил награду еще до того, как сделал хоть что-то, просто банально разглагольствуя на тему ядерного разоружения и ядерной деэскалации, и сегодня – 8 лет спустя – все эти проблемы только усугубляются. Ливия была уничтожена, Сомали и Йемен подвергнуты бомбардировкам, растет агрессия против Китая, и все это происходит при Обаме. Но бросая взгляд на Хиллари Клинтон как на потенциальную катастрофу, мы видим, что она способна усилить эскалацию напряженности по сравнению с Обамой. И это происходит на фоне того, что мы видим в мире, в то время, когда многие предсказывают приближение глобального экономического кризиса в не слишком отдаленном будущем. На мой взгляд, это рецепт мировой катастрофы.
Я не футурист и не могу сказать, на что будет похожа эта катастрофа. Но очевидно, что она приближается. Я не хотел бы преуменьшать заслуги Обамы, который пообещал миру в 2009 г., что избавит его от ядерного оружия, но расходы на создание ядерных боеголовок увеличились при его администрации больше, чем при любом президенте после окончания холодной войны. Сегодня США тратят порядка 35 млрд. долларов в год на модернизацию ядерного оружия. Таким образом, Хиллари есть за кем следовать. Мне кажется, она станет одним из наиболее жестких президентов. На фоне крайне опасного развития событий в отношениях с Россией, впереди нас ждут большие риски. Люди во всем мире, особенно в США, среди тех, кто поддерживают Берни Сандерса, должны понять, что это не просто политическая игра, здесь очень высокие ставки на войну и мир, и людям пришла пора начать высказывать свое мнение.
Совершенно верно, и нам, мне кажется, следует расширить тематику нашей беседы, потому что помимо пропаганды войны в адрес России и Китая, мы также видим, как США поддерживают доминирование правого политического крыла в Латинской Америке, свергнув здесь несколько неугодных себе правительств. Вспомним, как Хиллари Клинтон помогла совершить государственный переворот в Гондурасе в 2009 г., когда на смену демократически избранному социал-демократическому правительству пришло правое правительство. Хиллари Клинтон тесным образом связана с рядом ключевых лиц США, отвечающих за нашу политику, направленную против Боливии и Эквадора, а в последнее время и против Бразилии. Мы видим расширение поля деятельности Африканского командования вооруженных сил США, милитаризацию этого континента при Обаме. Очевидно, что при Хиллари Клинтон ситуация усугубится, даже за пределами России и Китая, Хиллари имеет потенциал для разжигания глобальной дестабилизации.
Да, может начаться мировая война. Мировые войны имеют свойство начинаться внезапно. Не так давно была создана комиссия под руководством генерала Джеймса Картрайта, весьма разумного человека, которая пришла к выводу о том, что у лидеров ядерных держав сегодня есть не более 10 минут на принятие решения о том, стоит ли, в случае угрозы, контратаковать или нападать первыми. Как мы знаем из откровений командира советской подлодки времен холодной войны и других источников, мир очень близко подходил к ядерной конфронтации. Недавно я посещал Окинаву и взял интервью у ряда людей, которые подтвердили всем известные показания бывшего американского ракетчика, военнослужащего ВВС США, который находился на Окинаве в 1960 гг. и был одним из ответственных за запуск ракет "Мэйс", непосредственно нацеленных на Китай и Россию. В своем докладе в ООН он сообщил, как одна из ракет была почти запущена. И это не было случайностью: кто-то из вышестоящего командования страдал нервным расстройством и приказал запустить ракету. Только бдительность одного или двух сотрудников не позволила случиться пуску. С его точки зрения, мы очень близко подошли к Армагеддону. Это было в 1960 гг. Сегодня подобная напряженность складывается в отношениях с Россией и Китаем. Впереди просматриваются большие риски. США и мир отчаянно нуждаются в президенте, который, независимо от своих политических пристрастий, окажется достаточно вменяемым для того, чтобы договориться о политике сдерживания. Я не уверен, что президентом обязательно станет Клинтон, учитывая те общественные настроения, которые мы видим на Западе, о чем свидетельствует референдум в Великобритании. Таким образом, президентом может стать Трамп, и кто знает, какой будет его политика.
Я не хочу недооценивать Хиллари Клинтон. Она не только хочет угнетать людей по всему миру, но и будет проводить определенную внутреннюю политику. Она была не только сенатором, но и определенно очень влиятельной фигурой при администрации своего мужа. Уничтожение системы социального обеспечения. Создание того, что сегодня мы называем тюремно-промышленным комплексом, нападки на доходы работающих американцев. Во всем этом замешана Хиллари Клинтон, которая к тому же обладает набором политических инструментов, например, влиянием на корпоративные СМИ, сделавшими пугало из Дональда Трампа. Она является одним из самых злобных представителей нашего политического истеблишмента. Необходимо обсудить этот момент, потому что мы видим, как марионетки из либеральных СМИ говорят нам расслабиться, заткнуться и сосредоточиться на Дональде Трампе.
Действительно, Трамп находка для многих, пугало и демон. Его имя стало синонимом угрозы, и он сам превратился в свое рода актера пантомимы, но он таковым не является. Трамп обладает очень серьезным характером и имеет все шансы стать президентом, но это не означает, что любой, кто выступает против него, обязательно является сторонником Хиллари Клинтон. У нас крайне неприятный выбор между этим двумя, но, безусловно, Хиллари Клинтон является гораздо более опасным кандидатом.
В США мы действительно задумываемся о Трампе и о том, что произойдет с его движением, кода он покинет сцену. Но во многих отношениях Трамп является джокером, тогда как мы вполне себе представляем, чего нам ожидать от Хиллари Клинтон. Джон, я должен спросить у вас, следует ли нам голосовать за нее только потому, что она является женщиной?
Множество людей думают подобным образом, также как многие афроамериканцы голосовали за Барака Обаму только потому, что он афроамериканец. Существует настоящая абсурдность в т.н. политике идентичности, которая выдвигает на первый план людей в силу их половой или этнической принадлежности. Это опасная концепция. Джордж Буш-младший имел один из самых мультиэтнических кабинетов. У него был Колин Пауэлл, у него была Кондолиза Райс – одни из самых ужасных людей на политической сцене США – у него был генеральный прокурор Альберто Гонсалес, который постоянно нарушал законы. Подобное покровительство афроамериканцев и женщин только наносило вред великим движениям, движениям за гражданские права, за права женщин. Люди, приравнивающие феминизм к политике идентичности, убивают понятие феминизма, потому что, в конечном итоге, вы получаете Хиллари Клинтон, которая в одиночку убила в Ливии множество людей, мужчин, женщин и детей. К сожалению, оружие не делает разницы между мужчинами и женщинами. Это нелепо, прогрессивные люди должны думать не с точки зрения идентичности, но с точки зрения реальных проблем, ведь человек добивается нашего расположения не по причине своего пола, этнической группы или сексуальных предпочтений, но добивается его своими поступками. Когда я вижу, как часто феминистки аплодируют женщинам из корпоративной элиты или приветствуют присутствие в своих рядах Хиллари Клинтон, мне кажется это ошибочным и неправильным. Это унижает великие движения и борьбу за права, сделавшие нас великими.
Действительно, всем известная видная феминистка Мадлен Олбрайт, заявившая, что жизни 500 тыс. иракцев это цена, которую стоило заплатить. У нас остается не так много времени, я хочу задать вам вопрос, который имеет отношение к нашему разговору о Хиллари Клинтон и либеральных СМИ. Когда я говорю о либеральных СМИ, я не подразумеваю то, что о них думает правое крыло республиканцев. Я говорю о том, как корпоративный истеблишмент продвигает либеральные империалистические перспективы. Джон, вы опубликовали на Counterpunch одну из самых заметных статей в этом году, которая называется "Мировая война началась. Заставьте услышать себя". В ней вы коснулись большого количества вопросов, о которых мы сегодня говорим. В свое время данная статья подверглась определенной либеральной цензуре, когда вас просили смягчить некоторые моменты о Хиллари Клинтон, хотя в действительности вы описали ее такой, какой она и является на самом деле. На мой взгляд, то, что происходит в мире СМИ и мультимедийной среде, необычайно опасно. Расскажите, пожалуйста, об опасности цензуры и молчания левого движения, когда речь заходит о Хиллари Клинтон, поскольку нас все время буквально силой заставляют обсуждать Дональда Трампа.
Да, это был крайне ошибочный подход к моей статье со стороны Truthout.com, где долгие годы публиковались мои материалы. Они возвратили мне статью и сказали, что им не нравится мое утверждение по поводу равнозначности Дональда Трампа и Хиллари Клинтон. Я не думаю, что в статье я дал понять об их равнозначности, хотя я действительно считаю Хиллари и Трампа двумя сторонами одной медали. Мое мнение основано на многолетнем опыте, и они готовы его публиковать, но только не во время президентской гонки. Вообще это странно, так как Truthout.com публикует много материалов с критикой Хиллари Клинтон, но я думаю, что факт того, что я написал о ней в том же ключе, что и о Трампе, был для них уже чересчур. В господствующих СМИ США действует цензура, поэтому одним из самых обнадеживающих аспектов журналистики является наличие возможности свободно выражать свои мысли в сети. Counterpunch является хорошим тому примером. Но в СМИ цензура представляет собой повсеместное явление. Людям навязывают клише и стереотипы, способствуют распространению невежества. Это не только касается FOX, но и других телеканалов. Пожалуй, наиболее сильная цензура присутствует в тех СМИ, которые описывают себя в качестве либеральных и просвещенных, такие как The New York Times, The Washington Post, BBC и The Guardian. Я говорю об эффективности их цензуры, потому что этим СМИ доверяют, таким образом, это делает их информационные искажения и упущения более приемлемыми. Люди не проверяют их, не относятся к ним скептически. Правозащитники смотрят свысока на Fox News, не замечая, как остальные продолжают держать людей из свободного общества в невежестве относительно вопросов невероятной важности.
Мой последний вопрос к вам, какое свое понимание проблемы Хиллари Клинтон и текущих выборов в США вы хотели бы донести до американцев? Поскольку, когда, на мой взгляд, мы говорим о независимости, нам действительно необходима независимая политика, независимое политическое движение, не под знаменами республиканцев или демократов, но нечто на самом деле независимое, чего так сильно недостает США.
Мы находимся в привилегированном положении, живем в обществе, где существует много информации. Просто нужно приложить усилия, чтобы найти информацию и ознакомиться с ней. Есть книги. Можно пойти в книжный магазин, там большой выбор. Если вам не нравится читать книги, вы можете поискать во всемирной паутине. Говоря это, я думаю о всех тех людях, которых необходимо оттащить от их смартфонов и остальных электронных игрушек, занимающих в их жизни так много места. Если они действительно обеспокоены по поводу своего будущего, будущего их семей и общин, то они должны выяснить правду. Я считаю, что люди в свободном обществе должны начать с себя, с сопротивления в информационном поле.
Полностью согласен. Я хочу еще раз вас поблагодарить за участие в нашей программе. Джон Пилджер, активист, режиссер, писатель, журналист. Трудно в полной мере описать, насколько ваша работа оказала воздействие на мое собственное политическое развитие. Я благодарю вас за ваши непрекращающиеся усилия. Дорогие слушатели, спасибо вам, за то, что были с нами, наслаждайтесь выходными, вскоре мы снова с вами встретимся.