Костюмированная история
Все мы хоть раз смотрели сказку «Золушка» с трогательной Яниной Жеймо, и многие убеждены, что лучшей истории про добрую девушку, мечтавшую попасть на бал, до сих пор не сняли. Советская «Золушка» снималась в тяжелые послевоенные годы, в Ленинграде, который еще не оправился от блокады. Но, несмотря на сложные условия, кино получилось легким, волшебным и очень красивым.
Во многом успех картины связан с полной очарования Яниной Жеймо, идеально, в свои тогдашние тридцать семь лет, вписавшейся в роль юной Золушки. Но важна и сказочная атмосфера: дворцовые интерьеры, кареты и, конечно, наряды.
Справка. Фильм «Золушка» был утвержден к производству в конце мая 1945 года, вышел в 1947 году. Его режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. Сценарий, специально по Жеймо, написал знаменитый драматург и писатель Евгений Шварц. Эскизы костюмов и декораций «Золушки» принадлежат художнику Николаю Акимову.
Это был союз близких людей, порой даже родственников или бывших родственников. Например, режиссер Кошеверова пригласила делать эскизы к «Золушке» своего бывшего мужа, художника Акимова. Он привел с собой свою вторую жену Елену Юнгер, которая сыграла одну из вредных сестер Золушки.
«Золушка» с самого начала могла бы быть цветной (фильм отреставрировали и «раскрасили» в 2009 году), о чем говорят красочные эскизы. Но в послевоенное время с пленкой было непросто, в итоге кино было снято на трофейную черно-белую пленку.
Многие костюмы в фильме, как и пленка, был трофейными. Их привезли их берлинского театра. Часть бальных костюмов взяли на время у Мариинского театра.
И детали костюмов, и детали декораций собирались буквально по крупицам. Работники киностудии Ленфильм приносили на съемочную площадку все, что более или менее соответствовало дворцовой обстановке, все, что удалось сохранить в военные годы.
Нарядные платья шились из обрезок тюля, из занавесок, бархатных и велюровых скатертей. Пышное бальное платье Золушки - не стало исключением: его сшили из обрезков шифона, которые когда-то приберегла Фаина Раневская.
«Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», - говорила Фаина Раневская, сыгравшая мачеху Золушки. Во время съемок она заметно похудела, и не щадя лица, перекраивала его под образ зловредной алчной лесничихи. Раневская засовывала в рот кусочки ваты, чтобы приподнять скулы, подтягивала нос (в сказке нос у Раневской вздернутый) с помощью клея.
Сияющая луна на голове Феи-крестной получилась такой эффектной благодаря кристалликам, которые украшали небольшое настенное бра из чешского стекла. Вот оно, волшебство!
«В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко», – так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.
Янина Жеймо была очень маленького роста, всего 148 сантиметров, и ножка у нее была крохотной. «Хрустальные» туфельки 31-го размера, которые торжественно вручил доброй девушке влюбленный в нее паж, на самом деле сделаны из оргстекла. В них невозможно было ходить, и тем более, танцевать. Но однажды Янина Жеймо их надела и очень аккуратно ступая, вошла в них в кадр.
Жеймо тщательно перегримировывали перед каждым крупным планом, актриса старалась как следует высыпаться, чтобы хорошо выглядеть. Несмотря на это, «не золушкин» возраст мог бы «выступать», если бы не сияющие, распахнутые глаза Янины Жеймо…
Все декорации и почти все костюмы фильма «Золушка» были утеряны. Цветная версия картины создавалась по сохранившимся эскизам художника Николая Акимова. В целости сохранились лишь хрустальные туфельки…