Моя провинция.
http://music-pesni.com/music/9f2d095cc8 … c36720.mp3
В паспорте есть такая строка – место рождения, но эти два слова можно объединить в одно и получается, что каждый человек имеет своё месторождение. Мы все, как полезные ископаемые, могли появиться на свет только в одном единственном месте и грех на него обижаться, если это не столица, а провинция.
Может показаться: вот ещё одна сухая и скучная статья, типа той, что монотонно поизносят гиды, проводя обзорную экскурсию по тому или другому городу. Не знаю, но меня от таких «рассказок» всегда клонит ко сну. Да, и какая в принципе, разница: останется в памяти или нет, высота зданий в метрах или количество ушедших на его строительство кирпичей в штуках. Опять же, чудная вещь интернет – нажал на кнопочку и получил результат со всеми метрами и литрами. Это тоже надо, но я сейчас о другом.
Мне посчастливилось родиться в чудном городе Тула, в нем и прошла вся моя жизнь, с кратковременными отъездами в отпуска и всего одним долгосрочным. В юности, родители ездили в загранкомандировку, она продлилась пять лет и мы с братом, как члены семьи, их сопровождали. Думаю, что наверно именно тогда и поняла, что такое родина. Нет, я не о пафосном понятии, а о своём провинциальном месторождении, о том, как оно оказывается мне близко и дорого.
Всем известно, чем славен мой город – посему не буду повторяться. Просто расскажу о «маленьких и незаметных», но очень милых для меня местах.
Начнём с памятника тёще.
Разумеется, что это не официальное название. Скульптура милашки динозавра, установлена перед входом в тульский экзотариум. Думаю, не совру, если скажу, что через эту экспозицию, в своё время, прошёл каждый туляк. Зоопарка у нас нет, заезжие шапито не в счёт, а объяснять детский интерес к животным нет смысла. Поэтому и ходим, очень там интересно. Наши регулярные походы мы начали, когда сыну исполнилось четыре года. Однажды, компанию нам составил друг мужа со своей дочкой. Так вот, пока я с мелкими ходила и заглядывала в вольеры и клетки, оба папеньки застряли на входе. Там располагались отсек с обезьянами. Мы, дойдя до другого конца здания, тормознули у аквариума со скорпионами, хамелеонами и прочими странностями, и всё это время слышали непрекращающийся мужской хохот. Уж не знаю, что их так рассмешило: то ли примат очень напоминал общего знакомого, то ли и впрямь прав был Дарвин, а они в хвостатом существе признали родственника и просто общались с ним, на понятном всем троим языке…
Кто может похвастаться котом учёным? А вот и он. Пушкин – это наше всё, я думаю, что памятник великому поэту – есть в каждом городе, но такой котик вряд ли где ещё найдётся.
О нём у меня нет никаких историй. Просто он мне нравится.
Или вот ещё один красавчик - медный дракончик, воздвигнут в память о несданном «хвосте» в самом нужном месте - напротив одного из корпусов Тульского универа.
Кстати, хвост у симпатичной рептилии символически оттяпан. Потёр то, что от него осталось — и сдал сессию без хвостов! Кстати, отлит он из медных пятаков, которые, тоже приносят удачу на экзамене.
Свернутый текст
Сами понимаете, Тула без самовара и пряников – и не Тула вовсе. Вот они, пожалуйста.
Ну, и какая же Тула без Льва Толстого и Ясной Поляны. Всё у нас есть и памятник великому графу-писателю, и в Ясную Поляну не стыдно гостей привести, даже иностранных. Но есть и такие вещи:
Это могила Льва Николаевича.
А это «творчество» наших современников:
Поговаривают, что по ночам, по улицам города бродит тень Анны Карениной...
Может это просто чья-то фантазия? Но ведь красивая?
Или вот, ещё один архитектурный «шедевр». В самом центре, есть здание с кариатидами.
За достоверность этого факта не поручусь, но говорят, что именно тут находился дом терпимости, в котором работала Катюша Маслова из Толстовского «Воскресения». Сейчас там располагаются вполне приличные конторы и офисы. Кариатиды, изначально, были цвета слоновой кости и с обнаженной грудью. Хорошо, что новые владельцы недвижимости не уничтожили их. Но, увы, видимо решили, что неприлично дамам в центре города и неглиже. Вот и «приукрасили» как смогли. Не уверена, что это правильно, но, как говориться: хозяин – барин.
В городе моём ещё много чего интересного, за один раз всего и не расскажешь.
В далёком 1976 году, нас наградили званием город – герой. В это время я жила далеко. Компьютеров тогда не было, все были просто одержимы книгами. В славном монгольском городе Дархане, дважды в неделю мы наведывались в книжную лавку. Монголы нашими книгами интересовались мало, но мы навёрстывали упущенные возможности. В Союзе вряд ли смогли бы достать эти издания, а там – легко. Я вам больше скажу, когда заканчивался контракт, и люди уезжали, то один из пяти дембельских (так называли огромные фанерные контейнеры) ящиков, наряду с дубленками, посудой и прочим скарбом, был доверху набит книгами.
Так вот однажды, маменька моя, после очередного посещения книжного магазинчика, вместе с изданиями Толстого, Тендрякова, Булычева и Николая Задорнова принесла юбилейное, под названием «Земля Тульская». Её выпустили в аккурат к празднику, по поводу присвоения почетного звания. Книга изобиловала фотографиями, надо ли говорить, что такое для человека живущего вдали от родины значили эти фото. А ещё на одном из снимков я увидела соседского пацана, друга моего брата.
На площади Победы, вот она какая:
Он и стоял у вечного огня, как и все тульские школьники в почетном карауле на посту номер один. Я как будто домой съездила. Так приятно было хвалиться. Друзья-подруги с интересом разглядывали, но в душе злились и завидовали, ведь об их городах таких книг не выпустили, а они скучали по родным местам не меньше моего.
В детстве, я видимо, слишком увлекалась сказками Андерсена, потому что до сих пор свято верю - всё на земле имеет душу. Неважно, камень, дерево, диван или дом, всё вокруг принимает или не принимает тебя. Так и с моим городом: есть родные и чужие улицы, любимые и не любимые магазины, приветливые и пафосные дворы. И мне очень хочется надеяться, что эта любовь к моему городу взаимна, что он это чувствует и в свою очередь платит мне той же монетой.
Вот она моя Тула сегодня, город оружейников, пряничников, сталеваров и строителей.
Да, самая обыкновенная провинция но, согласитесь, ничем не хуже столицы.