Если спросить польского националиста о его отношении к Украине и украинцам, он, скорее всего, ответит, что не имеет ничего против восточных соседей и братского славянского, украинского народа, но при этом ненавидит бандеровцев и их преступную идеологию. Об украинском национальном движении, также как и о его истории, он знает немного. ОУН – УПА для него – это исключительно Волынская резня, геноцид, который совершили украинцы в отношении поляков, пишет в издании Gazeta Wyborcza преподаватель Варшавского университета, член Польско-украинского форума партнерства Аджей Шептыцкий.
Однако тема бандеризма не исчепывает вопрос. Польский националист не любит чужих. По его мнению, Польша должна быть национальной и католической, согласно лозунгу «Бог – Честь –Отечество». В глубине души он считает, что все граждане Польши – поляки или по крайней мере должны ими быть.
По мнению польского националиста, растущее число украинцев – это заметная экономическая нагрузка для Польши. Однако обычные иммигранты не самая большая проблема, ведь их работа зачастую не особо привлекательна – за нее националист не намерен с ними сражаться. Больше его беспокоит тот факт, что все увеличивающееся число украинцев использует польское государство, имея привилегии, о которых поляк может лишь мечтать. Они получают возможность обучения в польских университетах по специальным квотам, беженцы из Донбасса бесплатно получают квартиры. Поэтому националисты уверены, что пора заканчивать с привилегиями для пришельцев с востока, рассказывает автор.
«Когда польский националист смотрит на восток, то он думает не об Украине, а прежде всего – о России», – подчеркивает он. Такой подход, хоть он и сомнителен с точки зрения перспективы польских национальных интересов, можно понять, принимая во внимание исторические традиции национальной демократии. Но асимметричный подход к двум восточным соседям проявляется в мышлении националиста не только в геополитическом плане. К России, ее жителям, а особенно властям он относится с уважением. Он воспринимает эту страну как великую державу, ценит ее умение защищать собственные интересы, традиции и отбрасывать гнилые западные ценности. «Он хотел бы, чтобы Великая Польша была хоть немного похожа на Россию», –отмечает Шептыцкий.
В то же время Украиной и украинцами он пренебрегает. Украина – это ведь ненастоящее государство, а сам украинский народ – это вымысел монархии Габсбургов. Украина – это только буфер, внутренне разрываемый противоречиями между приверженцами тесного союза с Россией и теми, кто выступает за интеграцию с Европейским союзом. Российская Федерация имела полное право, как утверждает польский националист, защищать национальные интересы в своей традиционной сфере влияния, особенно по отношению к агрессивным действиям, предпринимаемым Соединенными Штатами. Это ведь они отвечают за революцию, а особенно за переворот на Украине в 2014 году, подчеркивает автор.
Польша не должна была вмешиваться в конфликт на Украине, потому что настоящей угрозой для нее является не Россия, а возрождающийся украинский фашизм и украинские территориальные претензии к Польше, рассказывает Шептыцкий.
И, наконец, последняя существующая проблема. Под красно-черным флагом на киевском Майдане гибли молодые украинцы, мечтавшие о лучшем европейском будущем. У польского националиста нет слишком больших достижений на поле сражения за отчизну. Тем более что он не любит украинцев, столь лелеемых в последние годы польскими властями от правого до левого крыла и СМИ, принадлежащими мейнстриму. «Что из того, что Украина хочет быть свободной и демократической, если украинцы все еще не извинились за Волынь?» – резюмирует автор в издании Gazeta Wyborcza.