Итак, начнем мы с 1998 года, когда Путина начал свое карьерное движение. Точнее, с конца мая 1998 года, еще до появления Примакова во главе правительства. Тогда в России практически все властные группировки брали свое начало в конце 80-х годов и были либо чисто бандитскими, либо национальными (то есть использовали национальный ресурс для прихода власти в регионах), либо же были приватизационно-олигархическими. И если первые (которых постепенно истребили) и вторые черпали ресурсы на местной почве, то третьи были дочерними структурами «западного» капитала.
К концу 90-х годов эти три вида структур сложным образом смешались, при этом Запад смирился с тем, что управлять этим безобразием он не может, но категорически требовал соблюдения некоторых «правил». В экономике - «вашингтонского консенсуса», в политике - видимости «свободы» и «демократии», ну и так далее. Ну и, разумеется, чтобы все активы и капиталы были вывезены из страны. Последнее, впрочем, получилось почти автоматически, поскольку источник денег (как и капитализации активов) был внешним.
В этой ситуации уровень социальной нестабильности был очень высок и у тех лидеров властных группировок, которые что-то решали в Кремле, появилось желание ситуацию исправить. Для этого был нужен внутриэлитный арбитр, в качестве которого и был выбран (не с первой попытки) Путин. Иными словами, он появился во Власти вовсе не как самостоятельная фигура, имеющая свой ресурс, но как фигура чисто вспомогательная, условно говоря, «наемный менеджер». Отметим, что поставленную задачу (социальную стабильность) он решил, но в процессе были (общим элитным консенсусом) выкинуты из этой самой элиты несколько человек, к консенсусу явно неспособных (Гусинский, Березовский, Ходорковский). Их не спасло даже то, что все они имели мощные связи на Западе. Хотя Ходорковский, который, скорее всего, был включен в какую-то внешнюю властную группировку, рыпается до сих пор. Впрочем, история с Ходорковским подробно описана в нашей книге.
Первые два срока Путина он был именно наемным менеджером, хотя постепенно создал свою собственную властную группировку. И, как мне кажется, когда он уходил в 2008 году, то вполне был готов вести жизнь одного из «сильных мира сего», которые не отвечают за ситуацию в стране в целом. Но кризис 2008 года и явно неудачно подобранная фигура «преемника», которые в условиях кризиса оказался абсолютно неспособен к принятию каких бы то ни было решений, заставили его вернуться. Отметим, что Власть в стране в период президентства Медведева больше всего напомнила олигархическую (в стиле США или Англии) с одним небольшим отличием: российские олигархи, во-первых, категорически отказывались признавать за собой ответственность перед страной и обществом, и, во-вторых, рассматривали себя как младших партнеров Западных властных группировок.
И когда стало понятно, что Путина нужно возвращать (хотя бы потому, что никто больше не был готов принять на себя ответственность за уже сформировавшийся кризис), вопрос был только в одном - в его статусе. Отметим, кстати, что фраза о том, что в стране было много толковых людей, готовых что-то делать, тут не работает: Власть всегда ищет толкового человека в достаточно узком кругу, людей ей известных и понятных. И вот тут конкурентов Путину не было - все остальные желающие уж слишком не соответствовали.
Разумеется, была попытка ограничить возможности Путина (вспомним, как приглашали на царство Анну Иоанновну) - именно для этого Волошин и компания организовали «болотный процесс». Но - общество его не поддержало, а немногочисленный «креативный класс» быстро сдулся в условиях расширяющегося кризиса. И вот тут Путин (который выиграл выборы и получил «мандат» от народа) оказался в сложном положении.
Дело в том, что в условиях кризиса резко сократился тот ресурс, который есть у страны (и у Власти) и который можно направить на какие-то реформы и действия. Нефть больше в цене не растет, долги больше, чем в 1998 году, промышленности нет, уровень коррупции запредельный. При этом вся управленческая элита выращена в рамках приватизации под контролем мировой финансовой элиты и жестко держит рычаги управления под контролем.
Отметим, что эти же люди в первые два срока Путина полностью его удовлетворяли: они обеспечивали приток инвестиций, высокие экспортные доходы, добрые отношения с Западом. Сегодня этих ресурсов уже нет - но если этих людей убрать, то можно попасть в положение Ирана. То есть получить полный набор санкций (запрет на экспорт нефти, отключение российских банков, полная конфискации или, как минимум, арест всего имущества российских олигархов), которые сделают жизнь в стране невыносимой.
История с Ходорковским, который явно нарушал закон (что было признано Западом), который был арестован если не по личной просьбе, то с прямого одобрения президента США Буша-мл. тому показатель. Да, многие наши проблемы (в том числе, пресловутые миллиарды от Гаагского арбитража) возникли в результате деятельности пресловутой «пятой колонны», но так она же никуда пока не денется, альтернативы-то просто нет. Так что Путин оказался в ловушке: он, скорее всего, уже понял, что без смены модели развития ничего не получится, но смена модели требует удаления из власти большинства российских властных группировок (то есть гражданской войны) с одновременной войной с западными властными группировками, на которых эти наши группировки работают.
Да, Запад не готов объявлять нам войну по своей инициативе (пока для него Китай страшнее), но если Путин будет излишне активен, то может получить очень сильный удар. И Путин начал маневрировать, что очень хорошо видно на примере Донбасса. И вариантов тут у него нет. Отметим, кстати, что ровно потому, что в экономике все очень долго (а лично для Путина - с самого начала его пребывания у власти) шло хорошо, он о ней (и о качестве своих людей как экономических управленцев) вообще не думал. Он строил свою властную группировку (некоторые представители старых команд в нее вошли, я, например, думаю, что до некоторого времени он считал и представителя гайдаро-чубайсовской группы Набиуллину и представителя команды Березовского Шувалова «своими» людьми), он пытался выстроить новую систему отношений во Власти - но собственно об экономике не думал вообще. А сегодня стал думать - и обнаружил, что даже спрашивать некого.
Некого - без шуток. В любой крупной группировке, а тем более, в стране, «доступ к телу» - крайне интересный и важный ресурс. И случайный человек, который появляется в «ближнем кругу» подвергается крайне жесткой атаке. Достаточно вспомнить совсем не случайных людей, крайне близких к Путину, которых за последние 15 лет вытолкали из этого самого «ближнего круга». Например, Черкесова. Иными словами, для того, чтобы сменить модель, во власть нужно привести не одного человека, а сразу - команду.
Но назначение новой команды (которая, безусловно, не будет прозападной, иначе, зачем она вообще нужна) - это значит, отставка старой команды, то есть - объявление войны Западной финансовой элите. Именно так любая властная группировка воспринимает массовую отставку своих людей. И до тех пор, пока финансовая группировка контролировала весь внешний контур, а рамках которого существовала Россия с 1991 года (на самом деле - Запад был монолитен с 1945 года, с конца 90-х, когда физически ушли политики, которые родились до войны так абсолютно) Путин был бессилен …
Многие говорят, что нынешние руководители правительства «его люди». Это не так, во всяком случае, формально далеко не все из них входят во властные группировки, в которых он является верховным сюзереном. Я не буду здесь описывать, кто куда входит - и потому, что я тут не самый большой специалист, и потому, что это совершенно не важно. До 2012 года Путина это не интересовало вообще - в рамках распределения полномочий тема экономики в сферу его интересов не входила. Ему было не интересно, выполняют ли в правительстве те поручения, которые он подписывал (и которые это же правительство ему давало на подпись), как они исполняются и прочее. Он решал свои задачи - и, в общем, решил их успешно.
А вот после 2012 года ситуация изменилась. И вот тут Путин, на первом этапе, попытался использовать правительство для каких-то действий (майские указы тому пример) и обнаружил, что лидеры правительства - это представители самостоятельных властных группировок, верховные сюзерены которых ему недоступны, в силу того, что они находятся за пределами страны. И новые задачи, которые перед Путиным стоят им не просто не интересны, а, подчас, «перпендикулярны». Отметим, что понять это раньше он не мог - такие задачи вообще не стояли. И, соответственно, невозможно было понять, готовы ли эти люди такие задачи решать. А априори это было не ясно - в конце концов, на Западе олигархи вполне за проблемы своих стран переживают. Некоторые, во всяком случае.
И трогать глав многих из этих властных группировок (пока?) слишком опасно (например, Абрамовича или Волошина). Если бы Запад продолжал быть монолитным, то шансов бы не было вообще (уже очевидно, что мировая финансовая элита на Путине поставила крест и иначе, как в Гааге, его вообще не видит), но с 2011 года (после «дела Стросс-Кана») ситуация стала меняться.
Если президентом США в ноябре (ну, точнее, в январе 17 года) станет Трамп, то это, как правильно многие отмечают, не самое главное. Главное - это показатель того, что монолитный фронт Запада разорван и можно снова играть на противоречиях одних группировок против других (как это делал Сталин до 1945 года). И только тогда можно будет понять, готов ли Путин оставить все «как есть» (с большой вероятностью все-таки попасть в Гаагу) или же начнет принципиальные изменения в российской элите. Только после таких изменений можно будет перейти к реформам в экономике, думать иначе - это большие иллюзии. Другое дело - что в реальности начнет делать Путин. Если Трамп не выиграет, маневры будут продолжаться. Других вариантов у Путина нет. А жертвой он, как мне кажется, все-таки становится не собирается.