Степанова, которая была информатором WADA, вместе со своим мужем составила открытое письмо, в котором заявила, что решение несправедливо и основано на неверных данных. В частности, она указывает на то, что никогда не отказывалась выступать на ОИ под российским флагом, как говорится в заявлении МОК.В телефонном интервью комиссии по этике МОК на прошлой неделе она подчеркнула, что готова выступать в составе российской команды.
«Олимпийский комитет России выступил с официальным заявлением, что я не могу быть частью российской сборной и что российские атлеты не желают быть на Играх в одной команде вместе со мной.
Однако, если бы ОКР высказался в мою поддержку, за то, что я могу стать частью команды, я бы приняла это.
Когда я рассказала все, что знала о допинге, у меня не было намерения навредить другим спортсменам, напротив, я хотела сделать спорт чище. Я не имею ничего против российских атлетов, я поддерживаю их всем сердцем, мне жаль их, потому что они — часть этой системы и не могут избежать этого. Если бы мне разрешили, да, я была бы счастлива быть в составе сборной России», — сказала тогда Степанова.
Спортсменка заверила, что заключение о невозможности для нее выступать за российскую команду было основано не на ее желании, а на враждебных заявлениях и угрозах, которые она получает с декабря 2014 года и по сей день.
В качестве примеров авторы письма приводят заявление главы Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Дмитрия Шляхтина, который выразил удовлетворение решением МОК по Степановой, а также слова олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой о том, что Юлию нужно дисквалифицировать пожизненно.
«Я бы очень хотела выступить на Олимпийских играх. Это стало бы для меня огромной радостью. Вероятно, это единственная Олимпиада, на которой я могла бы выступить.
И если я туда поеду, это станет доказательством того, что я приняла верное решение и показала пример другим спортсменам, которые могут оказаться в ситуации, подобной моей, что нужно говорить правду и что каждый должен бороться с этой системой. Это показало бы, что если они действуют с добрыми намерениями, то они будут услышаны и даже МОК выкажет им поддержку», --– говорится в письме Юлии и Виталия Степановых.Также в письме Степановы отмечают, что нарушения антидопинговых правил, за которые спортсмен уже понес наказание, не должны приниматься во внимание в вопросе допуска атлетов до Олимпиады в Рио.
«ИААФ нашла допинг в крови Степановой в январе 2013 года, официально объявила об этом в феврале, и Юлия тут же получила двухлетнюю дисквалификацию, которую полностью отбыла. Еще в феврале 2013 года она отправила в WADA 10-страничное заявление, в котором призналась, что на протяжении пяти лет принимала запрещенные препараты. Она извинилась за использование допинга и объяснила, как ей удалось ни разу не попасться за это время, а также рассказала, что была частью системы, покрывавшей спортсменов на допинге. Обильное употребление допинга Степановой вскрылось не благодаря тестам, а только после ее добровольного заявления, которое теперь используется против нее же», — подчеркивается в документе.
Авторы документа объясняют, что Степанова стала информатором WADA из лучших побуждений.
«Решение МОК ставит под сомнение мотивацию Юлии быть информатором уже после поимки на допинге, однако не учитывает два ключевых фактора, — говорится в письме. — Во-первых, Степанова не просила ослабить санкции против себя, понимая свою вину и настаивая на отбытии полного срока.
Во-вторых, она провела множество бесед с представителями ИААФ и WADA, которые убедились в ее искренности, особенно если учесть, что ее показания помогли мировому спорту, но навредили ей самой».
По словам спортсменки и ее мужа, решение МОК будет демотивирующим для атлетов, которые решились рассказать о своем допинговом прошлом:
«Не позволив Юлии участвовать в Играх, МОК отправил ясное послание атлетам: если вы расскажете о применении допинга, то потеряете возможность соревноваться на Олимпиаде».
Statement by Russian whistleblowers Yuliya & Vitaly Stepanov pic.twitter.com/OLxtOxNb79 — Dan Roan (@danroan) 25 июля 2016 г.
24 июля исполком МОК принял решение не отстранять всю сборную России от участия в Олимпиаде, передав право решать судьбу отдельных спортсменов международным федерациям по видам спорта.
При этом в заявлении исполкома отмечалось, что атлеты, нарушившие антидопинговые правила в прошлом, не должны получить путевку на Игры в Рио. Это условие не позволит выступить на Олимпиаде и Юлии Степановой.
Американское антидопинговое агентство (USADA) выразило возмущение подобным решением МОК.
«Решение не допустить Степанову к Играм необъяснимо и идет вразрез с судебной практикой Спортивного арбитражного суда, — говорится в официальном заявлении USADA. —
Такое решение, безусловно, заставит тех, кто предоставляет антидопинговым агентствам бесценную информацию о всевозможных нарушениях, всерьез задуматься о том, стоит ли брать на себя инициативу».
В то же время российские официальные лица и известные спортсмены в основном поддержали позицию МОК по Степановой.