WADA не надо
Россия перехватывает инициативу в борьбе с допингом.
История с отстранением от Олимпиады в Бразилии российских спортсменов выявила слабые места международной системы борьбы с допингом. В первую очередь пристрастность и двойные стандарты. Значительный урон, который понесла сборная России в Рио, недосчитавшись многих претендентов на медали, дает нашей стране моральное право перехватить инициативу у дискредитировавших себя антидопинговых организаций и возглавить борьбу с допингом на международном уровне. Первые шаги в этом направлении 27 июля были озвучены президентом Владимиром Путиным на церемонии проводов олимпийцев в Кремле.
По словам российского президента, для высокоэффективной борьбы с допингом необходимо разработать единые международные требования к технологии контроля. Кроме того, и спортсмены, и общественность должны иметь открытый доступ к результатам проверок, возможность точно установить кем, когда и при каких обстоятельствах берутся те или иные допинг-пробы, какие получены результаты и какие сделаны выводы. Что, по мнению президента, поможет избежать дискриминации, предвзятости и политических манипуляций, которые можно было наблюдать в последнее время. Сейчас всеми этими вопросами ведает Всемирное антидопинговое агентство (WADA).
Понимая, что претендовать на перестройку всей сложившейся в мире антидопинговой системы Россия сможет только будучи вне каких-либо подозрений, Путин обнародовал комплекс мер, предпринятых на национальном уровне. В первую очередь это наказание виновных, невзирая на чины и заслуги. Хочется верить, что ответственность понесет и бывший глава РУСАДА — Российского антидопингового агентства — Григорий Родченков. Именно его «показания», данные в форме интервью NYT, легли в основу критического к России доклада WADA. Ранее против сбежавшего в США Родченкова Следственный комитет России возбудил уголовное дело. Поскольку ущерб, который он нанес стране, огромен, его поимкой, видимо, должны озаботиться спецслужбы.
На национальном уровне инструментом борьбы с допингом станет недавно созданная специализированная комиссия, возглавляемая почетным членом МОК Виталием Смирновым. Сорокалетний стаж Смирнова в этой организации обеспечивает ему безупречную репутацию, с которой не смогут не считаться в антидопинговых агентствах. Тем более что сама WADA была создана именно по инициативе МОК и до сих пор формирует из его средств половину своего бюджета. Вторая половина собирается из взносов правительств стран — участниц олимпийского движения. Очевидно, Россия, исправно финансирующая борьбу с допингом, должна активнее претендовать на руководящие позиции в таких структурах, что позволит успешнее отстаивать свои интересы.
Президент воспользовался возможностью и подробно высказался о причинах происходящего в олимпийском движении: «Недальновидные политиканы не оставляют в покое и спорт, хотя как раз спорт призван сближать народы и сглаживать имеющиеся между странами противоречия». По его мнению, ситуация с российскими спортсменами вышла не только за рамки правового поля, но и здравого смысла. Фактическая отмена презумпции невиновности, введенный в отношении русских принцип коллективной ответственности, когда «чистые» атлеты вынуждены расплачиваться за чужие грехи, бьют по всему олимпийскому движению. При этом он пообещал продолжить «добиваться правды» в случае дисквалификации наших легкоатлетов.
Обрушившись с критикой на пристрастные антидопинговые структуры, Путин апеллировал к МОК. «Речь идет об угрозе дискредитации самих принципов равенства, справедливости, взаимного уважения, прав так называемых чистых спортсменов. По сути, это ревизия или попытка ревизии, во всяком случае, идей Пьера де Кубертена — основателя современных Олимпийских игр», — сокрушался президент. После чего похвалил Международный олимпийский комитет, который «несмотря на огромное открытое давление на него и созданный как по команде крайне негативный информационный фон, не стал вносить раскол в олимпийское движение». Правда, на тот момент уже была ясна вся иезуитская сущность решения МОК о передаче вопроса отстранения в ведение международных федераций, что нам не сулит ничего хорошего.
Менее чем за неделю до старта Олимпиады полный состав российской сборной по-прежнему неизвестен. Каждый день приходят новости о дисквалификации тех или иных атлетов, а спортивные издания подсчитывают потери потенциальных медалей. На данный момент известно, что из 387 изначально заявленных спортсменов примут участие в соревнованиях лишь 271. А на церемонии в Кремле и вовсе присутствовали только 100 олимпийцев, включая не допущенных в Рио. Нервная атмосфера, в которой происходит «допуск» наших спортсменов, конечно, не способствует будущим высоким достижениям. Слезы отстраненной от Олимпиады «чистой» Елены Исинбаевой, которые она не смогла сдержать во время речи в Александровском зале, наглядно демонстрируют весь трагизм ситуации.
Доносчику первый кнут
Тем временем WADA продолжает свою «охоту» за российскими спортсменами. Накануне агентство провело внеплановый допинг-контроль российских гандболисток на базе в подмосковном Новогорске, забрав допинг-пробы в том числе и у выбывших из-за травм спортсменок. По мнению главного тренера женской сборной по гандболу Евгения Трефилова, действия и жесткие решения Всемирного антидопингового агентства являются попыткой недоброжелателей взять реванш за успехи россиян на зимней Олимпиаде-2014. Действительно, триумфальная Олимпиада в Сочи была воспринята в мире как не только спортивная, но и моральная, отчасти политическая победа России, а потому расшатать этот «пазл», бросить на него тень жизненно важно для тех, кто воспринимает нашу страну как стратегического конкурента.Политизированный характер действий WADA определяет и методы, которыми она действует. Так, в докладе главы агентства Ричарда Макларена, на основании которого российским спортсменам поставили клеймо «грязных», скрыты фамилии спортсменов и их конкретные прегрешения. И это при том, что решение МОК предполагает автоматическое отстранение от Олимпиады попавших в доклад спортсменов. Отсутствие независимого контроля неизбежно создаст почву для злоупотреблений. Уже создает. После передачи части данных в международные федерации выяснилось, что доклад Макларена содержит фактические ошибки. На них указал член исполкома МОК Рене Фазель. Ошибки касались, в частности, стрелков и гребцов. Вскрытые изъяны доклада уже не отменят репрессий в отношении наших спортсменов, однако уменьшают доверие к документу и его авторам. Глава ОКР Александр Жуков уже пообещал WADA судебные иски.
Еще одним странным методом работы WADA является использование им информации от источников, не заслуживающих доверия. Тот же Родченков в 2012 году проходил в России по уголовному делу о фальсификациях допинг-проб и не был привлечен к ответственности только из-за недостатка доказательств. «Признания» Родченкова NYT о том, что он сам и был разработчиком преступной схемы подмены проб в Сочи, и вовсе лишает его сведения какой-либо ценности. Оказавшись в чужой стране, он просто вынужден врать, пытаясь «продать» себя заинтересованным структурам. Его «коллега» по махинациям бегунья Юлия Степанова и вовсе получала от WADA вознаграждения. Лишенная средств к существованию, она была крайне заинтересована в поддержке агентства. Впрочем, здесь МОК хотя бы проявил принципиальность и отстранил Степанову от Олимпиады, резонно сославшись на ее пятилетний допинговый стаж. Доносчику первый кнут — так называли подобные коллизии в прежние времена.
Отметим, что россияне восприняли допинговый скандал близко к сердцу и внимательно следят за развитием. По данным ВЦИОМа, люди испытывают в связи с этим «разочарование», «осуждение» и «злость». Равнодушны лишь 12% опрошенных. При этом подавляющее большинство — 89% поддерживает избранную российским руководством линию: с одной стороны, временное отстранение от работы части чиновников, с другой — требование предъявить доказательства вины спортсменов. Правда, пока нет итогов выступления нашей ослабленной сборной. Что касается WADA, то в русскоязычном сегменте Сети уже появилась злая шутка о нем: «WADA вскрыла Акрополь и отменила результаты первой Олимпиады».