Плотницкий, тем не менее, не уверен в эффективности подобного переговорного процесса. Он подчеркивает неопределенный государственный статус Савченко. «Ни для кого из вас не секрет, что Савченко обращается и обращалась с тем, чтобы встретиться, поговорить и так далее. Я уже пытался объяснить, что никто не против того, чтобы поговорить по вопросам мира. Но у нее должен быть определенный государственный статус. Но с другой стороны, она является депутатом Верховной рады, ПАСЕ и так далее», — заявил глава ЛНР.
Ранее на заявление Савченко о её желании вести переговоры ответил лидер Донецкой Народной Республики Александр Захарченко. Он также готов встретиться с нардепом, но предварительно хочет выяснить, какие конкретно вопросы собирается обсуждать бывшая летчица. «Можно встретиться. Только сначала я должен понимать, о чем говорить будем. А то сама эта встреча на нейтралке больше похожа на пиар, против которого вроде бы выступает Савченко. Я готов выслушать предложения по повестке. Если Савченко предложит обсудить конкретные и реально важные вещи, то можно встретиться», — сказал Захарченко.
Таким образом, переговоры Савченко с лидерами ЛНР и ДНР кажутся все более реальными. Встреча может состояться на нейтральной полосе, как это и предлагала нардеп. Но, если верить словам Савченко, для неё не составит большого труда приехать в Донбасс. Право выбора территории она оставляет за Захарченко и Плотницким. При этом настоящим камнем преткновения может стать правовой статус Савченко, о котором высказался глава ЛНР. Какие полномочия дает ей пост депутата Верховной Рады и члена ПАСЕ? Донецкий журналист Игорь Фарамазян считает, что никаких. По его мнению, встреча может не состояться:
— Помешать может сама Савченко. Ведь главы республик не дали безусловное добро на встречу. Они назвали определенные условия. Захарченко отметил, что он готов выслушать предложения по повестке. И что только в том случае, если Савченко предложит обсудить конкретные и реально важные вещи, он готов к встрече. Плотницкий же вообще заявил, что для переговоров Савченко должна иметь определенный статус.
Савченко должна быть интересна как переговорщик. У нее, во-первых, действительно должны быть конкретные предложения, во-вторых, она должна обладать возможностями для реализации достигнутых на встрече с представителями республик договоренностей. Пока у нее нет, судя по информации в СМИ, ни первого, ни, тем более, второго. Да, она депутат Верховной Рады, но в политических реалиях Украины депутат, если он не олигарх или не представитель олигарха, — никто и звать никак. Кроме того, статусы совершенно несопоставимы. Глава республики — один. И он обладает на территории республики реальной властью. А депутатов в Раде — 450. Захарченко и Плотницкий должны встречаться с каждым, кто изъявит такое желание?
Другое дело, если Савченко «сходит с ума» не просто так, а, скажем, выполняя поручение Юлии Тимошенко. Тогда образуется совсем другой расклад.
Как итог, для того, чтобы встреча состоялась, Савченко действительно должна иметь в запасе интересные и реализуемые предложения по достижению мира.
— Александр Захарченко отнесся к предложению Савченко сдержано: сказал, что это похоже на попытку пиара. Вам не кажется, что украинская летчица действительно захотела пропиариться на фоне бездействующих украинских политиков, которые ничего не делают для прекращения войны?
— В экспертной среде популярно мнение, что Савченко просто пиарится. Однако есть и мнение, что ее желание добиться мира искренне. Другой вопрос, что это искренность Шарикова, который полагает, что надо просто «взять и все поделить». То есть, человек просто не понимает всей сложности процесса, в который ввязывается.
— Глава ЛНР поручил создать специальную депутатскую группу для переговоров с Савченко, хотя она предлагает встречу с глазу на глаз. У вас есть предположения, почему Плотницкий хочет прибегнуть к услугам посредников?
— Плотницкий исходит из того, о чем было сказано выше. Если глава республики будет встречаться с каждым желающим депутатом Верховной Рады, то ему может и года не хватить. Савченко депутат? Вот пусть пока и встречается с депутатами. Заодно изложит свои предложения. Думаю, логика Плотницкого такова.
— Савченко заявляла о готовности встретиться с Захарченко и Плотницким на неподконтрольной Киеву территории Донбасса. Плотницкий, в свою очередь, заявил, что готов обеспечить ей безопасность. Вам не кажется, что определенные круги в украинской политике будут заинтересованы в том, чтобы устранить бывшую летчицу на территории ЛДНР и, таким образом, убить одним выстрелом двух зайцев?
— Вообще, для украинской «партии войны» гибель Савченко на территории, подконтрольной республикам, была бы просто царским подарком. Просто потому, что мертвая Савченко не смогла бы говорить и из мертвой Савченко можно было бы наконец начать лепить образ героя. Потому что лепить такой образ из живой Савченко пока не получается. Слишком она… Фрик, что ли.
Поэтому, да: если встреча станет реальностью, это будет серьезным вызовом для органов безопасности республик.
— Можно предположить, что Савченко предлагает альтернативу переговорам в рамках Минска-2, не приносящим никаких результатов. Может ли её встреча с Захарченко и Плотницким перерасти в новую дипломатическую площадку, которая заменит Минск?
— Нет, не может. По крайней мере, не в обозримом будущем. Альтернативную дипломатическую площадку, которая бы заменила Минск, если и будут искать, то уж точно не на уровне Савченко.
— Пожалуй, главный вопрос: есть ли надежда, что встреча подобного рода принесет плоды? Могут ли стороны выработать какой-то конкретный план действий?
— Если Савченко действительно хочет мира или за ней стоят силы, которые хотят мира, не из человеколюбия, понятно, а, например, в качестве инструмента в борьбе за президентскую власть (почему-то сразу вспоминается Юлия Владимировна, подобные комбинации в ее стиле), то плоды действительно могут появиться. Или в виде так называемой народной дипломатии, когда в процесс окажутся вовлечены общественные силы, которые будут постоянно оказывать давление на власть, или в качестве реализации какого-то нового хитрого долгоиграющего плана.
Только надо учитывать, повторюсь, что сама по себе Савченко — всего лишь участница боевых действий в Донбассе в составе незаконного вооруженного формирования, карательного батальона. Убийца российских журналистов, помилованная президентом РФ лишь для того, чтобы обменять ее на российских граждан, находившихся в украинской тюрьме. Ее депутатство — тоже лишь следствие чужой воли, воли Тимошенко. К Савченко очень неоднозначно относятся в украинском обществе. Что же касается хитрых планов… То, как мы уже догадываемся, их достаточно легко составить, но очень сложно реализовать. В пути все может оказаться не таким, как казалось вначале.