Одним из ключевых пунктов стихотворения, на мой взгляд, является то, что Блок не делает никакой разницы между ордой, идущей терзать Европу вплоть до искоренения, и нами. "Да Скифы — мы…", говорит он. И предупреждает Европу, что если она сейчас не повернётся к нам, не раскроет братские объятия (а какие мы европейцам братья с нашими "раскосыми и жадными глазами"?), не призовёт нас на помощь, то мы совершенно бесстрастно повернёмся к ней "своею азиатской рожей" и пальцем не шевельнём, когда суровый гунн станет шарить "в карманах трупа".
По смысловому содержанию очень напоминает новостной блок любого провластного канала, посвящённый очередному теракту к Европе. Мол, французские, немецкие, бельгийские спецслужбы неэффективны, бесполезны и слабы, ближневосточные варвары (даже и рождённые в Европе) свободно покупают оружие, идут куда хотят, убивают кого хотят, массово и индивидуально, и нет у европейца сил противостоять этому. Так позовите же нас! Хватит кривляться со своими санкциями и пропагандой. "Пока не поздно — старый меч в ножны, // Товарищи! Мы станем — братья!". Ведь вот же, режут вас. Вы забыли, не знаете как этому противостоять. А мы знаем как, у нас и муха в шахидском поясе не пролетит! Главное же — мы не только можем, но и хотим.
Как и сто лет назад, до сих пор "Она (Россия) глядит, глядит, Глядит в тебя/И с ненавистью, и с любовью!...". В полном соответствии с логикой подобного предложения в стихе звучит и угроза, точно такая же, которая легко считывается со второго плана, при разговоре российских политиков с "нашими европейскими партнёрами": "А если нет — нам нечего терять, // И нам доступно вероломство! // Века, века — вас будет проклинать // Больное позднее потомство!".
Роль спасительницы Европы очень нравится России, и даже как будто дело привычное. Уж сколько раз спасали! Места для зарубок на прикладе не осталось. И нам кажется, что у Европы просто нет другого выхода, как обратиться к России за помощью. Более того, сейчас мы не хотим, чтобы нас принимали, как необходимое зло, а хотим, чтобы как братьев встретили. Как пришествие того самого Соловьёвского "Востока Христа", что растопчет ползущий из Персидского залива "Восток Дракона". Именно так, как предрекал Блок, — принимайте как равных или умирайте.
Но Блок ошибся. Спутал пьяных матросов с всадниками апокалипсиса. И немудрено, в восемнадцатом-то году! Мы никакие не скифы. "Ломать коням тяжелые крестцы // И усмирять рабынь строптивых…" — вовсе не наше любимое занятие. Тут во все глаза следить нужно, чтоб собственный крестец не надломился. Да и рабынь что-то не видно. Перевелись.
Видимо, в Европе это чувствуют и понимают, хоть Блока и не читали. Понимают они, что есть и второй выход: ввести чрезвычайное положение, подмуштровать спецов и ждать, пока исламская волна сама захлебнётся. Исламисты неизбежно провалятся, как все, кто начинает религиозные, идеологические войны. Так провалились крестоносцы, просто увязли на Востоке, разомлели под финиковыми пальмами. Не удалась "Культурная революция" в Тибете, несмотря на чисто китайское прагматичное зверство. То же ждёт и исламский фундаментализм. Дорвавшись, наконец, до вожделенной Европы фанатичные мусульмане уймутся.
Никакой всемирный халифат никто строить не будет. Ланцелот, побеждающий дракона, сам становится драконом. Это, как говорится, проверено электроникой. Да и не взирая на весь ужас и кровищу борьба Европы против исламского Востока совсем не похожа на битву рыцаря с драконом.
Скорее это противостояние старой, выжившей из ума черепахи Тортиллы и Дуремара, который настолько привык ловить в черепахином болоте весьма дорогих пиявочек, что решил взбаламутить всё болото, а из черепахи сварить суп. Мы же хотим быть тем Буратино, что в поднявшейся мути выловит золотой ключик, ведь черепаха не настолько выжила из ума, чтобы своими руками отдать нам его. Вот она и хочет втянуть голову поглубже в толстый панцирь и подождать, пока Дуремар захлебнётся в придонном иле. Вопрос только в том, каким количеством своих граждан Европа готова пожертвовать, пока всё не уляжется?
Сейчас в странах и городах, переживших террористические атаки, активно напирают на то, что преступления совершались психически больными людьми, без прямой связи с ИГИЛ* или чем-то в этом духе. То есть всячески стараются вывести из поля зрения религиозную подоплёку. И правильно делают.
Ислам с человеческим лицом Европе ещё очень пригодится. Во-первых, терроризм — явление временное. Это нам сейчас кажется, что арабы, афганцы, иранцы всегда были агрессивными религиозными фанатиками. Это не так. Лет пятьдесят назад про исламский терроризм и слышно не было. Зато во второй половине 40-х, начале 50-х был "израильский терроризм". Кавычки стоят лишь потому, что начался он немного раньше образования государства Израиль.
Сегодня слово "Хагана" вообще ничего не скажет подавляющему большинству граждан. А меж тем это израильская полувоенная диверсионная группа, занимавшаяся кроме поиска разбежавшихся нацистов подрывами нефтепроводов, атаками на английские военные базы и далее в таком же духе. Подобных групп было множество. Кто о них помнит?
Конечно, исламисты успели нашкодить куда больше и некоторые их дела не забудутся в обозримом будущем. Тем не менее исламский терроризм скоро перестанет быть пугалом для всего цивилизованного мира. Второй и наиболее важный момент: религия (даже ислам со всем его джихадом и ваххабизмом) имеет конкретную биологическую функцию — подавление животных инстинктов ради сохранения человека как вида. Думаю, пояснять тут что-либо совершенно лишне. Может, кому-то это и покажется странным, но религия куда больше общего имеет с разумом и рациональным мышлением, чем со слепым, бездумным фанатизмом.
Что ж, а мы, как завещал Блок, "Отныне в бой не вступим сами, // Мы поглядим, как смертный бой кипит, // Своими узкими глазами". Притом через экран телевизора.
Ссылка