По его мнению, все изменения в политике и экономике королевства должны осуществляться не рывками, а постепенно. В то же время изменения в экономике страны, по его словам, идут по нарастающей и для европейских инвесторов открываются заманчивые перспективы в горнодобывающей отрасли, оборонной промышленности, использовании солнечной энергии и туризме. При этом он подтвердил, что целью его страны является избавление от нефтяной зависимости. «Нефть может оставаться важным фактором в течение ближайших 20 или 40 лет, а может перестать им быть. В то же время нам надо сделать все, чтобы наша экономика была динамичной, самостоятельной и инновационной», – заключил министр. В качестве одного из источников для развития экономики страны Адель аль-Джубейр назвал частичную приватизацию ведущей нефтедобывающей компании страны Saudi Aramco. По его словам, это позволит увеличить суверенный фонд благосостояния КСА до 1,7 триллиона долларов. По мнению министра, одной из причин экономических трудностей королевства являются колебания цен на нефть. Его страна сделает все, чтобы в ближайшее время стабилизировать «блуждающие» цены на черное золото. По его словам, экономические реформы будут сопровождаться борьбой с экстремизмом и радикализмом. Правительство КСА уже провело эффективную чистку в мечетях, избавившись от радикальных проповедников. Коснувшись проблемы терроризма в Европе, он отметил: «Мы не посылаем имамов и проповедников в Европу. Если имам в мечети проповедует радикальные идеи, просто депортируйте его».
Впрочем, все высказанное министром в экономической части его интервью не блистало новизной, так как с основными направлениями развития экономики королевства уже можно было ознакомиться в программе «Саудовское видение-2030». Гораздо более интригующей оказалась внешнеполитическая часть интервью. Как и ожидалось, шеф саудовской дипломатии обрушился с нападками на Иран, но по остроте и резкости эти нападки превзошли все ожидания и никак не вписывались в нормы дипломатического протокола. «Иран в бешенстве. Он намерен восстановить Персидскую империю. Это звучит тем более дико, что эта империя умерла много столетий назад», – отметил Адель аль-Джубейр. Он также не преминул вновь подчеркнуть «обреченность» Башара Асада, заявив, что, несмотря на поддержку со стороны Ирана и России, сирийский лидер долго не продержится.
Однако самой интригующей частью интервью министра, по крайней мере для российского читателя, явилось предложение привести нашу страну к доминированию на Ближнем Востоке в обмен на «сдачу» президента Сирии. Адель аль-Джубейр заявил, что его страна готова предоставить России, находящейся под санкциями Евросоюза, доступ к «неисчерпаемому» рынку стран СССАГПЗ и такие инвестиции, какие Россия не сможет получить даже от Китая. «Мы готовы дать России на Ближнем Востоке такие шансы, что она станет в регионе даже сильнее, чем был Советский Союз». Для этого, по словам А. аль-Джубейра, Москве всего только и надо, что отказаться от поддержки Башара Асада. «Для России было бы разумным признать, что отношения с Эр-Риядом гораздо более соответствуют ее интересам, чем поддержка Асада», – подчеркнул министр.
Предложение стратегического партнерства со стороны Эр-Рияда, конечно, означает усиление позиций нашей страны на Ближнем Востоке. Напомним, что в начале сирийского кризиса, в феврале 2012 года, покойный король Абдалла бин Абдель Азиз даже отказался обсуждать сирийский вопрос в телефонном разговоре с тогдашним президентом России Д.А. Медведевым. Однако в саудовском дискурсе содержится ряд непроясненных моментов. Во-первых, министр иностранных дел КСА говорит так, как будто его страна является полным хозяином положения на Ближнем Востоке и только от неё зависит пускать кого-нибудь в регион или нет. Между тем Эр-Рияд в нынешней ситуации не может выступать даже от имени всех арабских государств, часть которых (Ирак и та же Сирия) противодействуют его интервенционистской политике. Что же говорить о влиятельных неарабских игроках, часть из которых находится с КСА в прямой конфронтации (Иран), другая же часть в лице Турции и Пакистана проводит политику, не совсем совпадающую с саудовской. Например, когда в марте прошлого года саудовское руководство, начинавшее операцию «Буря решимости» в Йемене, было озабочено созданием коалиции для поддержки саудовского вторжения, Исламабад вежливо, но твердо дал понять саудовским друзьям, что, несмотря на стратегическое партнерство, никаких войск в Йемен он не пошлёт. Во-вторых, официальный представитель КСА говорит так, как будто его страна является сверхдержавой. Между тем хорошо известно, что, несмотря на трения в саудовско-американских отношениях, стратегическое партнерство между двумя странами никто не отменял. Вашингтон по-прежнему, как и во времена пакта «Куинси», остается гарантом безопасности королевства. На «особые отношения» между двумя странами указывает и июньский визит принца Мухаммеда бин Сальмана в США, выглядевший как смотрины перед его вероятным в недалеком будущем восшествием на престол. В этих условиях любое развитие российско-саудовских отношений пока будет осложнено американским фактором, а степень свободы маневра Эр-Рияда резко сужается. В-третьих, основной (и, отметим, справедливой) причиной недовольства КСА региональной политикой Вашингтона является вероломство последнего по отношению к своим союзникам. Американцы с легкостью сдали своего многолетнего партнера Мубарака в Египте в 2011 году, а в 2013 году, не поставив в известность саудовских союзников и зная о холодной войне между Эр-Риядом и Тегераном, начали переговоры с Ираном по урегулированию ядерной проблемы. Так в отношениях двух стран возникла трещина недоверия. В то же время Россия в течение последних 15 лет от своих союзников не отказывалась, помогая им даже в самые тяжелые времена. Это в полной мере относится к Сирии. Именно этот фактор повысил уважение к нашей стране в арабских столицах и создал предпосылки для российского возвращения в регион.
Напомним, что предложения Москве о сдаче Асада с саудовской стороны поступают не первый раз. В июле 2013 года во время визита в Москву тогдашнего руководителя Управления общей разведки (УОР) принца Бандара бин Султана нашей стране тоже поступило предложение прекратить помощь законному сирийскому правительству и снять вето на установление в Сирии «бесполетной зоны». Ответные дары тогда были несколько скромнее. Принц Бандар обещал повлиять на радикальных исламистов, чтобы те не проводили теракты во время Олимпиады в Сочи и закупить у нашей страны оружие на сумму 15 миллиардов долларов.
Все это прекрасно известно руководителю саудовской дипломатии. Чем же тогда вызваны предложения столь сенсационной сделки? Саудовская Аравия завязла в двух войнах – в Йемене и в Сирии, первую из которых она ведет непосредственно, а другую – чужими руками. Ситуация в Йемене особенно неутешительна. Коалиция хоуситов и сторонников бывшего президента Салеха отказывается слагать оружие, контролирует большую часть северных районов страны и с периодичностью раз в неделю подвергает саудовскую территорию обстрелами ракетами СКАД. Дело идет к распаду Йемена на Север и Юг с перспективой создания на севере враждебного саудитам государства. Что же касается Южного Йемена, то здесь в выигрыше оказалась не Саудовская Аравия, а Объединенные Арабские Эмираты, лукавый «партнер» КСА по исламской коалиции. ОАЭ под шумок войны в Йемене успешно берут под контроль Аденский порт и налаживают связи с южнойеменскими элитами из числа сепаратистов (движение «Хирак») и социалистов, чтобы застолбить будущие позиции. Дополнительным тревожащим фактором для Эр-Рияда является вероятное изменение позиции Турции по сирийскому досье после провала путча в этой стране. Все это и подвигает саудовскую элиту на подобные предложения. России же в сложившейся ситуации надо проявить твердость. Победа в Сирии над террористами и непримиримыми джихадистами близка, и уже после нее возникнут условия для действительно продуктивного диалога с Саудовской Аравией и Катаром.