Мировой профессиональный спорт давно перестал следовать собственно спортивным принципам и прочим «идеалам Пьера де Кубертена». Сейчас это уже давно сложившаяся и предельно сложная бизнес-конгломерация, замешанная, в том числе, теперь еще и на "бизнесе на политике".
Шоу-бизнес, как он есть.
Только еще более грязный, поскольку отягощен еще и различными коррупционноемкими «регуляторами» в лице международных спортивных бюрократических структур. И неслучайно оттого непрерывно сотрясаемый регулярными, и отнюдь не обязательно именно «допинговыми» скандалами.
Это я, собственно, к чему.
При текущем положении дел ситуация, подобная той, которая сложилась сейчас вокруг русских легкоатлетов (а, возможно, и всей российской олимпийской сборной) была исключительно вопросом времени.
Просто потому, что в этом мире не надо пытаться взывать к «спортивному принципу» и прочим «идеалам мирового олимпийского движения»: это уже давно пустая словесная оболочка, а реальная власть в спорте находится там, где имеют место быть большие деньги и большая политика. Во что нас (могли и не нас, мы просто оказались тут «наиболее удобны», да и вообще русских сегодня мочить можно и похвально) ткнули носом.
И теперь ни в коем случае нельзя устраивать никаких публичных кампаний и истерик. В мире власти и денег аргументом оказываются чаще всего не «громкие слова», а негромкие и обоснованные дела.
В данном случае всё просто.
Если российские легкоатлеты не участвуют в соревнованиях под эгидой Международной ассоциации легкой атлетики (IAAF), то и Всероссийская федерация легкой атлетики должна, как минимум, приостановить свое участие в деятельности этой организации. Аналогично, в случае недопуска российских спортсменов на Олимпиаду приостановить свое участие в деятельности МОК должен и российский Олимпийский комитет. Со всеми вытекающими последствиями, включая финансовые.
Или российские телеканалы собираются вести трансляцию с чужого праздника жизни в Рио?! Заплатив, кстати (мы прекрасно знаем эти каналы) российские государственные деньги?!
Нет, понятно, телеканалы будут «решительно против отмены трансляций». Там и «рейтинги», и рекламное бабло, и уже подписавшие себе командировки в Бразилию «уникальные журналистские коллективы». И вообще «свобода слова». Вот только следует понимать, что любая такая трансляция в любом случае будет откровенным плевком в лицо и российским спортсменам, и российским болельщикам. Которые, помимо всего прочего, являются еще и российскими избирателями, и если это не поймут «уникальные журналистские коллективы», то государство российское должно в любом случае понимать.
Даже если «деньги уже заплачены» - ничего страшного. В любом договоре есть такое понятие, как форс-мажор, а неучастие спортсменов конкретной страны как повод для объявления форс-мажора по разрыву договора еще пока что никто, вроде, не отменял.
Да, это будет очень больно.
И очень скандально, но уже, в данном случае, не для нас.
Потому как «отстранение атлетов» - это всегда можно попробовать «объяснить» высокими идеалами, даже если их и в помине нет. А вот отсутствие многомиллионной аудитории при телетрансляциях объяснить «спонсорам» и другим рекламодателям будет очень непросто. Потому как это уже не «сотрясение воздуха», это деньги, причем уже полученные. Их, безусловно, придется «спонсорам» и рекламодателям возвращать, или по доброй воле, или со скандалами через суды.
Безусловно, получить свою порцию исков – уже от нас — должны в судах общей юрисдикции и WADA, и IAAF. Это будет особенно пикантно хотя бы потому, что в отличие от «независимой комиссии Макларена» суды общей юрисдикции имеют такую составляющую, как «состязательность сторон», и будет весьма интересно посмотреть и послушать их «секретных свидетелей». И уж точно эти организации должны перестать получать от нас как прямое, так и косвенное финансирование: транслироваться на территорию России легкоатлетические соревнования в Рио уже по факту не должны. Ну, а что должно вместо них транслироваться, какая-нибудь условная «спартакиада народов России» или какой очередной «сериал про бешеного мента», это вопрос другой, но его тоже необходимо как-то в самое ближайшее время очень вдумчиво порешать.
И это – только то, что сразу приходит в голову. Но вот что точно надо помнить: в случае отсутствия в Бразилии наших спортсменов наличия там наших чиновников с чадами и домочадцами и телевизионщиков с камерами «электорат» точно не поймет.
Дмитрий Лекух