Бутылочка
Такая забава считалась чуть ли не запрещенной и зачастую проводилась подальше от родительских глаз. Все участники садятся в круг (стараясь соблюдать очередность мальчик-девочка). Главный атрибут — бутылочка (из-под кефира, ситро, у «старшаков» прокатывал вариант и с бутылочкой из-под пива). Один из игроков вращает пустую бутылочку в центре и потом должен поцеловать того, на кого показало горлышко. В губы или щечку — участники игры договаривались в конкретной ситуации. Более того, в каждом дворе были свои тонкости и особенности игры...
Колечко-колечко
Все игроки садятся в ряд, выбирается один ведущий, который держит в кулаке или крепко сжатых ладонях колечко. Участвующие складывают ладони лодочкой. Тот, кто ведет, поочередно обходит каждого участника со словами: «Я ношу свое колечко и кому-то его подарю» (в каждом дворе вариации уличного фольклора могли отличаться). Далее ведущий проговаривает такие слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!», во время которых тот, кто стал «властелином кольца», должен мигом встать и убежать, при этом другие участники пытаются задержать его.
Классики
Сейчас на асфальте во дворах редко встретишь какие-то надписи или рисунки — дети больше предпочитают рубиться в компьютерные игры и висеть в социальных сетях. А вот раньше свободное место во дворе на асфальте еще стоило поискать: всё было вдоль и поперек расчерчено классиками. Рисовали их или мелками (белыми, цветными), или куском кирпича. Классики — это клеточки с цифрами в определенной последовательности. Каждый из участников старается попасть камушком в клетку и допрыгать до нее на одной ноге, затем таким же способом нужно было вернуться обратно. Огромный плюс игры в классики — неограниченное количество участников.
Жмурки (прятки)
Выбирается один ведущий. Он идет в угол или просто прижимается лицом к стене, начинает громко считать, а другие дети в это время разбегаются врассыпную и пытаются спрятаться в укромных местечках. Когда ведущий приступает к поискам игроков после заветной фразы «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать!», его задача не только найти человека, но и добежать до уговоренного места и дотронуться до стены быстрее игрока со словами «Тра-та-та за... (имя)». Тот, кого нашли первым, жмурит дальше, а кого последним — считается победителем в этом заходе.
Казаки-разбойники
Все участники игры делятся на две команды: «разбойники» убегают и прячутся, а «казаки» отправляются на их поиски. Когда «разбойники» совершают попытку бегства, то оставляют стрелочки на асфальте (земле, деревьях, стенах домов, в подъездах), цель которых — максимально запутать команду «казаков». Также убегающие могут оставлять догоняющим специальные записки с заданиями в самых неожиданных местах (под камнями, в щелях скамеек, в дуплах деревьев). «Казаки» выигрывают только тогда, когда узнают секретное слово (заранее придуманное убегающими) или находят всех «разбойников». Помню, у нас во дворе никто не хотел догонять, все мечтали быть «разбойниками» и убегать…
Вышибалы / Выбивалы
Двое игроков — «вышибал» становятся по разные стороны «баррикад», а между ними находятся все остальные игроки. Задача ведущих — выбить мячом всех до единого (понятное дело, игроки всеми силами пытаются увильнуть от мяча). Когда в центре остается один участник, он должен увернуться от «атаки с двух сторон» столько раз, сколько ему лет. Что скажешь, иногда «вышибалы» были действительно безжалостными и лупили по игрокам так, что мама не горюй!
Цепи кованые
В эту игру можно играть только тогда, когда есть как минимум 6 участников. Все желающие разделяются на две команды и становятся друг напротив друга, при этом берутся за руки, образуя своеобразную «цепь». Между командами расстояние приблизительно 7–10 метров. Первая команда начинает игру кличем: «Цепи-цепи кованые, разбейте нас». На это противник отвечает единогласно: «Кем?». Команда, начавшая состязание, должна посоветоваться и решить, кем же будет разбита их цепь. Тот, чье имя назвали, разбегается что есть мочи и пытается разбить руки игроков вражеской команды. Если это происходит — он забирает себе одного из участников, если нет — становится заложником команды противника. Проигрывает та команда, где в конечном итоге остался один игрок. Мне кажется, что наши вопли слышали тогда все жители близлежащих домов: от новорожденных до глуховатых бабушек и дедушек.
Море волнуется раз
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... Морская фигура, на месте замри!» Пока ведущий говорит это магическое заклинание, все участники бегают-прыгают-веселятся-орут. На последнем слове все замирают как попало и пытаются не шевелиться, а ведущий старается взглядом уловить того, кто всё же начал двигаться. Также известен вариант, когда ведущий на время «включает» фигуры, а те должны показать загаданный предмет или существо. Выигрывает тот, кто проявит наибольшее мастерство в демонстрации фигуры.
Городки
В «Городки» в основном играли мальчики. Причем эта игра интересна как для 7-8-летних, так и для 18-летних и даже взрослых людей. На первый взгляд, правила просты – сбивать битой фигуры, составленные из деревянных чурок. Однако при подробном изучении оказывается, что все гораздо сложнее. Все детали игры в городки строго оговорены: фигуры составляются из пяти чурок, расстояние от них до игрока – 13 метров, длина биты – не более 1 метра. Фигуры считаются выбитыми, если все их элементы вышли за пределы площадки 2х2 м.
Существует 15 фигур: пушка, вилка, звезда, стрела, колодец, коленвал, артиллерия, ракетка, пулеметное гнездо, рак, часовые, серп, самолет, письмо. Их составляют на площадке по очереди или сразу все. В городки можно играли один на один или командами. Побеждал тот, кто выбьет все фигуры наименьшим количеством бросков.