Если ответ на последний вопрос тоже «нет», то последствия для украинского государства могут быть самые плачевные. Если президент не контролирует своих башибузуков, это значит, что от такого государства можно в любую секунду ожидать всего, чего угодно. А значит, потенциальная операция по принуждению к миру должна заключаться не только в разоружении вооруженных и неконтролируемых никем людей. Потребуется смена власти и установление режима прямого управления из Москвы.
Если же предположить, что Порошенко, как минимум, знал о готовящейся провокации или тем более — сам ее инициировал, то тут уж точно нужно давать «ответку». Просто потому, что бандеровцы — это классические бандиты. Они могут сколько угодно беспредельничать и гордиться победами над слабыми и безоружными мирными жителями, но силы они боятся. А если силу им не демонстрировать, они будут убеждаться в собственной безнаказанности и наглеть. То есть в дальнейшем вылазки в Крым могут стать регулярными. Тем более, что это не первый год обещают некоторые — вдумайтесь, не командиры карательных батальонов (хотя, и они тоже), а вполне себе оформившиеся политики, депутаты и т. д.
Правильно ли поступает Москва, спуская с рук подобное? Нет, конечно, звучат грозные заявления и т. п. Но мы все прекрасно понимаем, что если бы мексиканские диверсанты вторглись бы в США, то штатовские самолеты нанесли бы удар по лагерям боевиков в окрестностях Мехико в течение ближайших 24 часов. Все последние два дня с момента обнародования официальной информации, эксперты упражняются в рассуждениях о том, что мы имеем полное право нанести удары, принудить к миру и т. д. Но ведь не наносим, не принуждаем.
Вообще-то уже два года идут дискуссии о том, насколько правильно было ничего не делать тогда, когда начался карательный поход бандеровского Киева на Донбасс, насколько было правильно ничего не делать сейчас. Сторонники «хитрого плана» скажут, что все было сделано и делается правильно, что если бы мы ввели войска тогда, мы встретили бы ожесточенное сопротивление подогретых «Майданом» украинцев, получили бы холодную войну со всем миром, что необходимо было дать бандеровцам возможность всему этому миру продемонстрировать свое истинное лицо и оттолкнуть его от себя, что нужно было дать возможность Порошенко наломать дров и дождаться того момента, когда украинский народ встречал бы наши войска цветами, а не обрезами и гранатами. Примерно, как у нас с Чечней, когда боевики в течение нескольких лет, когда их не трогали, сами довели ситуацию до полного абсурда и желания местных (в том числе, некоторых лидеров боевиков) покончить с их властью любой ценой. «Всепропальщики» говорят, что момент безнадежно упущен, что нацистский режим нарастил мускулы, и война будет гораздо более кровавой, чем была бы два года назад. Это вечный спор, который не закончится даже тогда, когда проблема будет решена. Даже если история покажет верность выжидательной тактики, все равно ее авторов можно будет обвинить в том, что победа завоевана огромным числом жертв, которых можно было бы избежать, если бы решить проблему на этапе ее зарождения.
Я не хочу участвовать в спорах на тему применения сослагательного наклонения к истории. Меня гораздо больше интересует вопрос: как решать проблему сейчас, отбросив эмоции. А момент, когда проблему уже надо как-то решать близок, как никогда. Тем более, что уже гибнут не только жители Донбасса, на которых Кремлю по большому счету наплевать, и которые стали заложниками геополитических игр России и Запада, а уже наши граждане, которых Россия обязана защищать, согласно Конституции.
Киев обнаглел. Еще два с половиной года назад, когда нацисты только пришли к власти, они были готовы на уступки, лишь бы их не трогали. Говорят, что от Крыма новые власти готовы были отказаться. И даже от Донбасса. Если бы американцы не втянули их в войну, пообещав, что прикроют в любом случае. Сейчас есть два важных момента. Во-первых, кое-кто почувствовал полную безнаказанность и все еще верит не только в то, что Америка прикроет, но и в то, что Москва побоится предпринимать какие-либо решительные шаги, способные втянуть ее в полноценную войну.
Во-вторых, есть тот самый Порошенко, для которого война остается единственным способом удержать власть и, собственно, сохранить жизнь. Дело в том, что противостояние президента и условной «партии войны» на Украине пока не может закончится победой любой из сторон. За спиной Порошенко стремительно тающая, но все еще сохраняющаяся поддержка Запада. За спиной «партии войны» — собственно штыки, на которых нынешний киевский режим пришел к власти, и которых за два с половиной года стало в десять раз больше. Обе стороны вынуждены сосуществовать, терпеть друг друга. Но этот баланс, особенно с учетом стремительно ухудшающегося экономического положения, не может сохраняться вечно. Крышку с кастрюли рано или поздно должно сорвать.
Порошенко находится в отчаянном положении: начать войну означает получить немедленную «ответку» не только от Донецка и Луганска, но и от Москвы. Со всеми вытекающими — условный «Минск — 3», возможно, будут подписывать от Киева уже совсем другие люди. А начать ее рано или поздно придется потому, что время сейчас работает против украинского президента, и каждый день продолжения состояния «ни мира, ни войны» приближает момент военного переворота. Пускай украинская армия — далеко не турецкая, да свергать власть будут скорее всего будут не генералы ВСУ, а командиры все тех же частных армий. Порошенко не Эрдоган, да и защищать его никто не выйдет. Вот совсем никто. Власть в Киеве может взять кучка вооруженных бандитов. Петра Алексеевича пока спасет лишь отсутствие внятной альтернативы, и собственные проблемы Запада, которому сейчас не до Украины.
Говоря о своих проблемах Запада, чаще всего имеют в виду, конечно, Европу — там и миграционный кризис, и рост терроризма, и угроза потери власти нынешними элитами на ближайших выборах, и даже угроза развала самого ЕС. Я уж молчу о том, что европейские лидеры смертельно устали от Украины и, наверное, дорого отдали бы, чтобы отыграть все назад, или чтобы муха под названием «Украина» вовсе исчезла. Любой ценой, которая не повлечет потери лица. На последнее европейцы пока пойти не готовы. Пока.
Что касается Штатов, то наивно полагать, что пока у них выборы — они слишком отвлечены и им уж точно не до Украины, что до появления нового хозяина Белого дома, а следовательно — четко оформленной внешнеполитической стратегии новой администрации, вряд ли стоит ожидать каких-либо перемен и резких движений со стороны Киева, который, затаив дыхание, молится на победу Хиллари.
Тут следует обратить внимание на то, что сама Хиллари открытым текстом сделала в своей избирательной кампании на противостояние с Москвой (понятно, что это все в пику Трампу, но это не отменяет серьезности ситуации). Иными словами, именно Клинтон сейчас была бы как никому иному выгодна война на Украине. Просто для того, чтобы обвинить в ней Россию и заявить американцам, поддерживающим Трампа: посмотрите, что творит «кумир» вашего кандидата! Кстати, Трампу война тоже могла бы сыграть на руку, как свидетельство полного провала внешней политики предыдущей администрации. Обратите внимание, как с Америкой разговаривает наш старый-новый друг Эрдоган — он ей ультиматумы ставит, угрожая выйти из НАТО! Никогда ни при одном президенте США такого не было. Это полный провал Обамы. Полнейший. Сокрушительный. Сегодня единственный, кому уж точно не нужна война — это сам Обама, но его уже никто спрашивать не будет.
Иными словами, все мыслимые и немыслимые предпосылки для войны созрели. Осталось лишь подтолкнуть Порошенко, который все еще боится сделать этот шаг. Он понимает, что в случае неудачи (а она практически неизбежна), угроза переворота со стороны недовольных военных многократно возрастает. Но она растет и без войны. Комфортное нахождение в «минском» коконе, когда можно было тянуть время в надежде, что что-то изменится само собой, ничего не делать и обвинять в отсутствии прогресса Россию, кончилось. Теперь что-то делать придется, и этого требуют уже европейские и американские партнеры. Или выполнять «Минск» и гарантировано лишиться власти, или разрывать «Минск» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Второе все же оставляет призрачный, но шанс. Тем более, что к войне Порошенко постепенно подталкивают сами американцы.
По некоторым данным — именно они подготовили и направили диверсионную группу, совершившую покушение на Плотницкого. И именно они могли стоять за организацией диверсии в Крыму, возможно, что и без ведома самого Порошенко. Это ведь американцы готовят украинских вояк, проводят с ними многочисленные военные учения, в том числе SEA Breeze, где подобные операции в открытую отрабатывались. Просто так что ли? Не верю!
Кстати, о вероятности переворота в Киеве. Такой сценарий был бы крайне выгоден Москве. Порошенко ведь почему не трогали? Потому, что он, хоть и условно, но легитимный. Его признал Запад, его, скрепя сердце, признала и Москва. Если ему на смену придет военная (уже без кавычек) хунта, это многим развяжет руки. В том числе законно желающим ее свергнуть гражданам Украины с донецкой и луганской пропиской.
Не знаю, о чем Порошенко так жаждал говорить с Владимиром Путиным, но не удивлюсь, если уже в ближайшее время президент Украины будет просить «дорогого российского друга» ввести войска. Возможно, он будет это делать из Ростова…