Сергей Орлов. Плакали латвийские шпроты
Эксперты стран Балтии подвели итоги двухлетнего российского эмбарго и прослезились
По случаю двухлетия российского продовольственного эмбарго, введенного в ответ на санкции Запада, в странах Балтии подводят итоги. Они неутешительные. Но прежде чем рассказать о них, заметим — специально для русофобов, набегающих в «Свободную прессу» с обличениями: мол, «кремлевская пропаганда». Так вот: все оценки прибалтийских экономических потерь, которые перечислим, принадлежат не российским экспертам, а латышским, эстонским, литовским.
Сначала напомним: 6 августа 2014 года Владимир Путин подписал Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Список товаров, попавших под российское эмбарго, определило правительство. В нем мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и т. д. Ограничения коснулись государств, которые ввели санкции против нашей страны: Европейского союза, США, Австралия, Канады, Норвегии. Россияне поддержали эти меры. Опрос, проведенный в канун выхода Указа Левада-Центром о возможности введения ответных санкций,, показал: 39% респондентов высказались за, 33% ответили «скорее, да», 12% «скорее, нет», 6% «определенно, нет», 10% затруднились с ответом. Ну а наши фермеры, как известно, недавно обращались к Владимиру Путину с просьбой не отменять эмбарго, ведь оно позволило им свободнее вздохнуть на рынке, освобожденном от импортных продуктов. Академик Российской Академии Наук Виктор Викторович Ивантер еще в начале 2014-го говорил о необходимости «прежде всего избавиться от критической зависимости от импортного продовольствия», которое составляло почти 40%. Так что наши западные партнеры попыткой давления на Россию поспособствовали мудрому решению руководства страны.
Свернутый текст
Итак, итоги. В Латвии по случаю двухлетия российского эмбарго их подвело министерство земледелия. Национальный портал Delfi. lv сообщив о своей попытке установить размер убытков, нанесенных российскими санкциями, привел данные ведомства: больше всего пострадал молочный сектор. Начиная с августа 2014 года убытки латвийских производителей молочных продуктов превысили 104 млн евро, и к концу 2017 года эта цифра может увеличиться до 233,5 млн евро. «Финансовые отчеты молочных хозяйств показывают, что у многих из них оборот сократился на четверть — причем, это касается и кооперативов, и крупных переработчиков молока», — говорится в сообщении.
Но, естественно, чиновники пытаются найти оправдывающие их объяснения. «В этот период друг на друга наложились три кризиса — российское эмбарго, отмена квот Евросоюза и перепроизводство продукции», — заявил журналистам председатель правления Латвийской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Индулис Янсонс. Это звучит как оправдание, потому что на самом деле решающую роль в кризисе молочного сектора сыграло все-таки российское эмбарго. Например, в руководстве предприятия по переработке молока Rīgas Piena kombināts, чей оборот в прошлом году упал на 26,4%, называют главную причину: резкое снижение экспорта в Россию. Оборот другого переработчика — Valmieras piens — снизился на 33,1%, Jēkabpils piena kombināts — на 32%. Председатель правления компании Jaunpils pienotava Илзе Айзсилниеце пожаловалась: «Перед введением эмбарго уже был готов заказ сыра в Россию на октябрь, со всеми кодами. Он остался на заводе и позже его пришлось продавать по любой цене».
Суть молочного кризиса понятна: по данным министерства земледелия Латвии, 80% производителей молока продавали продукцию предприятиям, которые перерабатывали сырье и продавали готовые товары в Россию. Латвийские молочники ищут новые рынки, они считают, что перспективными являются китайский, иорданский, катарский, иранский. Сообщают, что латвийские продукты вышли на 17 новых рынков. Но, видимо, российский они пока не в состоянии заменить, иначе потери были бы не столь существенными.
Еще более тяжелые проблемы у молочников Литвы, о чем рассказывала «Свободная пресса» («Россия топит Финляндию в молочных реках», 28 июля). Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер считает, что эта балтийская республика пострадала от российского эмбарго больше остальных стран ЕС. Премьер-министр Литвы, лидер правящей Социал-демократической партии Альгирдас Буткявичюс признал: молочная отрасль на грани краха. Министр сельского хозяйства Виргиния Балтрайтене сетовала: «Очень важно как можно скорее найти возможности дополнительно поддержать производителей молока, которые балансируют на грани банкротства, из бюджета ЕС». Но помощи ЕС не хватает даже на «поддержку штанов». Европейские деньги не покрывают убытков.
Рушится и шпротный бизнес. Крупнейший производитель этих консервов в Латвии — компания Gamma-A — сообщила о падении оборота на 34%. В руководстве предприятия сообщили: шпроты, производимые для России, не пользуются спросом на Западе. Рушатся надежды на новые рынки.
Ну а зачем нам прибалтийские шпроты, если есть свои? Калининградские рыбоперерабатывающие предприятия успешно заменили латвийскую продукцию, эмбарго на прибалтийские консервы стимулировало отечественное производство. Эксперты к тому же поясняют: если на предприятиях Латвии используют так называемый жидкий дым, коптильную жидкость, то у калининградских переработчиков только естественные технологии — натуральное копчение. В области работают как маленькие перерабатывающие предприятия, так и крупные — «Главпродукт» — Балтийский консервный завод в Черняховском, рыболовецкий колхоз «За Родину», «РосКон» в Пионерском. Их шпроты пользуются спросом в России. А в латвийских уровень канцерогенного бензапирена нередко превышал норму, установленную в нашей стране, поэтому их импорт и до 2014 года иногда приостанавливался. Ну а сейчас шпротной отрасли Латвии и вовсе «кирдык», если Запад не отменит санкции.
Проблемы и в Эстонии, контрсанкции в отношении которой сбили товарооборот с Россией на 30%. Там тоже больше всего пострадали молочники и производители шпротов. Правда, сетуя на российское эмбарго, в странах Балтии по политическим причинам не планируют устранять первопричину потерь, несмотря на требования своих фермеров. И даже наоборот, требуют продления или усиления санкций против России. Это выбор прибалтийских элит. А вот Национальное собрание Франции поддержало проект резолюции, требующий не продлевать действие санкций Евросоюза против нашей страны. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто выступал против автоматического продлении санкций. Президент Чехии Милош Земан говорил, что всегда был против антироссийских санкций. «Санкции никогда ничему не помогли», — заявил он. Сомнения возникли в Италии, где настаивали на возможности пересмотра в конце 2016 года санкционной политики в отношении России. Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер признал сложности процедуры продления санкций в отношении РФ из-за внутренней оппозиции этому решению в Евросоюзе. Парламент Кипра проголосовал за рекомендательную резолюцию — отменить санкции в отношении России и инициировать отмену запрета на ввоз товаров из Кипра в РФ.
В Евросоюзе на глазах вызревает прагматичное решение, касающееся отношений с нашей страной. Но не столько на основе стремления к добрососедству, сколько на почве тяжелого личного опыта.
Ссылка