Конечно, и в информационно-политическом, информационно-дипломатическом плане также будет вестись работа, и, прежде всего, я предполагаю, что с Германией. Будут выкладываться добытые материалы, определяющие агрессивность политики Украины, и другие, дискредитирующие эту власть. И я полагаю, что Сергей Лавров уже своего германского коллегу информирует о каких-то шагах украинского руководства и, наверное, знакомится с дополнительными добытыми материалами. После – будет готов ответ, он будет комплексным.
Вопрос: Звучал вариант разрыва дипотношений с Украиной – это возможно?
Леонид Ивашов: Как вариант, да. Мы видим, что в аналитических структурах просчитываются варианты - выгодно нам сегодня понизить уровень вплоть до разрыва дипломатических отношений или нет. Ведь сегодня Украина, по сути дела, считает себя находящейся в состоянии войны с Россией. В этом плане, если будет эта попытка диверсионных операций признана актом агрессии, то Россия может и принять украинскую логику отношений, и объявить состояние войны. Это значит - отзыв посла, всех представителей Украины, а также меры в экономической плоскости. Но это, конечно, крайний шаг.
Вопрос: Как вообще будет проходить это понижение уровня отношений?
Леонид Ивашов: Это будет проходить поэтапно. Сначала будет заморозка отношений - не разрыв, а заморозка – затем понижение уровня отношений, перевод их с уровня послов в более низкий уровень, отказ от встреч, кроме, возможно, минской группы, и все. Кроме того, Россия может поставить вопрос в Совете безопасности ООН об акте агрессии украинского руководства против российских граждан. Вариантов много. И в данном случае "минский формат", может, и будет работать, но двусторонние отношения окажутся заморожены. По крайней мере, на официальном уровне.
Вопрос: СМИ сообщают, что Россия может перестать сдерживать войска народных республик – это сильно повлияет на ситуацию?
Леонид Ивашов: Да, это может быть. Но для того, чтобы перестать сдерживать – надо оказать помощь им оружием, военной техникой, нужно поддержать экономические проекты этих непризнанных республик. То есть наладить отношения как с нормальными государствами – и политические, и экономические, и военные. Тут должна быть, прежде всего, политическая поддержка – необязательно кого-то призывать двигаться на Киев или активизировать военные действия. Но обеспечить безопасность, оказать политическую поддержку и организовать экономическое взаимодействие – это Россия просто обязана сделать.
Вопрос: А как бы Вы оценили потенциал армий Украины и ДНР, ЛНР?
Леонид Ивашов: Украина за последние два года укрепила свои вооруженные силы – и технически, и морально, удалось где-то "обработать" личный состав, часть населения, внушить, что Россия – "оккупант, агрессор, главный враг". Подготовка вооруженных сил активизировалась, поэтому украинская армия сегодня сильнее, чем в 2014-15 гг.
С другой стороны, нужно иметь в виду и то, что вооруженные силы и Донецкой, и Луганской народных республик – они уже не то ополчение, которое было пару лет назад. Это профессиональные кадровые войска. Плюс народная милиция, плюс энтузиазм населения по сдерживанию агрессии, показательная поддержка.
И моральный дух, и профессиональные военные качества – они у личного состава этих двух республик повысились. Поэтому сейчас нужна материально-техническая поддержка, и они готовы будут, по крайней мере, сдерживать украинскую агрессию. Для наступления возможности, действительно, ограничены, но сегодня нужно выстоять. Киев, по крайней мере, ни Захарченко, ни Плотницкий брать не будут. А для обороны у них достаточно сил.
Ну, и внутри этих республик политическая ситуация изменилась: если на референдумах по уходу из состава Украины соотношение было примерно 60% против 40%, то сейчас порядка 80% населения, если не больше, поддерживают тот курс, который был задан с началом всеобщего голосования. Получается, те, кто стоял за "единство Украины" – выехали из республик, но многие поняли, что не дай бог подчиняться этой киевской власти.
Вопрос: Если говорить про политическую и экономическую поддержку – возможно, самым действенным способом будет просто признать народные республики?
Леонид Ивашов: А почему бы нет? Ведь именно признание Южной Осетии и Абхазии произошло после того, как Саакашвили организовал атаку на Южную Осетию и на наших миротворцев. Тогда и последовал ответ. Вполне возможно, что на этом фоне Россия именно так и поступит, одновременно понизив или заморозив отношения с Киевом. Как и происходило с Грузией.
Вопрос: Ранее мы видели, что Украина пыталась проводить различные учения с НАТО, но в данном случае со стороны альянса нет какой-либо реакции – это о чем-то говорит?
Леонид Ивашов: В самом НАТО сегодня мы видим разноголосицу. Да, американцы хотят консолидировать Европу и направить ее против России, что, собственно, и делают – делают это на грани провокаций – активизируют учения, полеты авиации у наших границ, заходы кораблей почти в наши территориальные воды. Но в то же время нарастает сопротивление европейцев давлению со стороны США. Мы видим, что Турция в очень интересном положении – отворачивается от США и Европы, движется в сторону России, в сторону Евразийского союза, в сторону ШОС. Только нужно Турцию жестко держать в этом плане. Сегодня уже и в Европе, и в Штатах заговорили о возможном выходе Турции из состава НАТО, а значит, это будет началом вообще полного краха этого альянса.
Сегодня европейцы начинают осознавать, что американцы их втягивают в войну с Россией – через Турцию не получилось, а сейчас через Украину будут пытаться, то ли вообще через провокацию в районе российско-натовских границ. Не скажу, что европейцы горят желанием втянуться в войну, в которой в выигрыше будут только Соединенные Штаты и крупный капитал.
Вопрос: Если России удастся дискредитировать киевскую верхушку, по крайней мере, в глазах Европы – то сможет ли Европа оказать влияние на Киев?
Леонид Ивашов: Европейцам Украина уже надоела, как и Сирия, и иракская трагедия – она надоела, она давит. И европейцы начинают задумываться о собственных интересах, а не об интересах Украины. Никогда европейцы не проводят таких долговременных гуманитарных акций, если они не приносят дивиденды. Да, одномоментно это может случиться, но затем они начинаются задумываться о своих проблемах и своих интересах. Поэтому надо с Европой работать, как и делают Путин, Лавров – спокойно, просто добавлять информацию, но жестко отстаивать свои позиции. И европейцы поймут это.
Да, где-то будут поддерживать американские заявления, оказываемое давление. Но все это временно, это накапливается. И Европа все равно выйдет из-под подчинения США.
Вопрос: Ожидать ли от Киева каких-то извинений, попыток пойти навстречу, как было с Турцией, когда та поняла, что ее "кинули"?
Леонид Ивашов: От Киева сейчас такого не будет. Но то, что даже на меня стали выходить мои бывшие друзья-генералы, которые сейчас в украинских вооруженных силах - а вообще советские генералы – начали предлагать какие-то контакты, чтобы восстанавливать отношения – это говорит о том, что народ во многом начал переосмысливать происходящее. Тем более, что в этом году резко увеличился поток украинцев, которые едут в Крым отдыхать. И мне довелось встречаться в Крыму буквально полмесяца назад с украинскими гражданами.
Причем, я виделся с одним офицером в отставке, который недоумевал, почему Россия взяла только Крым, а не всю Украину? Так что перелом общественного мнения еще не наступил, но этот процесс в сторону сближения с Россией уже идет. И чем жестче власти будут действовать в отношении своих граждан на Украине – например, как они запретили, по сути дела, их олимпийцам встречаться и фотографироваться, тем более обниматься, с российскими участниками Олимпиады – чем больше они будут "нажимать" так – тем скорее эта власть просто исчезнет. Или убежит, прихватив богатства и деньги, бросив Украину.
Или же киевская верхушка будет просто свергнута – тогда уже придут какие-то здоровые силы, которые начнут искать контакты с Россией на самых различных уровнях – официальных, неофициальных, доверительных.
И главное - украинское общество сегодня начинает понимать, что такая Украина, как сейчас, не нужна будет ни Европе, ни Соединенным Штатам, ни России.