В Акте в поддержку Украины содержится много законодательных новаций. Будучи представленным в палате представителей ещё в апреле, акт с тех пор прошёл все согласования в комитетах палаты представителей по иностранным делам, финансовым услугам, судебной системе и самый важный комитет палаты — по налогам и тарифам. Как пишут в ряде американских СМИ, Акт в поддержку Украины активно продвигается рядом республиканцев, которые крайне негативно настроены по отношению к кандидатуре Трампа. Законопроект вводит ряд ограничений, которые не могут быть отменены исполнительными указами президента, чем начиная с 2014 года американское руководство и вводило санкционный режим против России. В числе основных коспонсоров закона указаны конгрессмены Энгель, Кинзингер, Левин и Фритцпатрик.
Так, предполагается, что, согласно новому Акту в поддержку Украины, любое признание принадлежности Крыма к России любыми американскими государственными ведомствами будет запрещено. Так же как запрещено будет изображать Крым частью России на картах и иных печатных материалах, издаваемых за счёт средств американского федерального бюджета.
В разделе 2.b.2 акта прямо указывается, что любые послабления по антироссийским санкциям возможны только при восстановлении контроля Украины над своими восточными границами, что, согласно минским соглашениям, возможно только после комплексной политической реформы, которую Киев всячески торпедирует.
Мало того, в специальной секции 103 акта прямо перечисляются исполнительные указы президента США, по которым и вводились санкционные ограничения в отношении собственности, банковских счетов и права на передвижение ряда российских и иностранных граждан. Это указы за номерами 13660, 13661, 13662 и 13685, которые начиная с 6 марта 2014 года постепенно вводили санкции против России, — теперь эти распоряжения президента США становятся частью нового закона. В акте имеется также довольно примечательное положение, согласно которому особо оговаривается, что "ничто в настоящем билле не может рассматриваться в качестве какого бы то ни было ограничения способности президента США рассматривать и накладывать дополнительные санкции на Российскую Федерацию до момента её деоккупации Крыма".
В продвигаемом законопроекте содержатся конкретные указания на то, что американские власти будут преследовать и вводить санкции против иностранных субъектов, будь то государственные или частные организации и физические лица, которые посмеют, по мнению США, обходить или помогать обходить антироссийские санкции. Причём наказания в виде санкций последуют даже за попытку обойти антироссийские ограничения или попытку "сговориться с целью их обхода".
Конгресс в своём Акте в поддержку Украины также обязывает не позднее 30 дней с момента вступления закона в силу начать предоставлять доклады госсекретаря и министра финансов США соответствующим комитетам сената и палаты представителей по поводу того, какие зарубежные финансовые институты способствуют обходу санкций в отношении России, и такие доклады должны направляться Конгрессу не реже раза в полгода. Причём особо оговаривается, что внимание должно быть обращено на финансовые институты, организованные по российским законам и с капиталом не менее 20 миллионов долларов, а также те банковские учреждения, которые контролируются лицами, внесёнными в санкционный список.
Следует отметить тот факт, что американские конгрессмены предлагают не просто законодательно закрепить введённые против России санкции, но и обязать президента США анализировать и принимать решения по всем случаям военного сотрудничества или взаимодействия между союзниками по НАТО и Россией в том, что касается политики США по санкционным ограничениям, принятым Конгрессом и исполнительной властью Соединённых Штатов ранее.
Особо подчёркиваются и выделяются в целую секцию меры, которые США примут для противодействия "российской пропаганде". Так, в частности, предполагается, что правительство Соединённых Штатов разработает стратегию по интенсификации вещания на русскоязычные сообщества в приграничных с Россией странах, будет осуществлять "медиаподготовку" чиновников украинской исполнительной власти, а также поможет провести комплексное исследование уровня влияния России на политические и общественные партии и движения как на Украине, так и по всей Европе.
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов считает, что Соединённые Штаты Америки управляются не президентами, а "олигархическими группировками, которые во многим определяют внутренний и внешнеполитический курс, экономические приоритеты и прочее".
— Но сейчас борьба на выборах президента США нешуточная. Потому что и Трамп представляет мощное элитное сообщество, и Хиллари Клинтон является выдвиженцем такого же мощного рода политических бизнес-сообществ, — отмечает политолог. — Поэтому здесь есть некоторые опасения относительного того, как себя может повести новый президент Соединённых Штатов. Именно личность президента, являясь такой полноценной фигурой, и породила этот законопроект. Но всё же это скорее своего рода подстраховка от Трампа. Хотя, на мой взгляд, шансов у него прийти к власти меньше, чем у Хиллари Клинтон.
Кроме того, Шатилов отметил, что "прописать чисто антироссийскую направленность, конечно, можно, другое дело — как это реализовать, если вдруг национальные интересы США потребуют как раз тесного взаимодействия с Россией".
Заведующий кафедрой сравнительной политологии Российского университета дружбы народов Юрий Почта считает, что у законопроекта есть все шансы, чтобы быть одобренным. Он назвал законотворчество двух политических партий США "обычным и привычным" и "направленным на то, чтобы ограничить Трампа" в случае его победы на президентских выборах.
— Если Клинтон такая стопроцентная сторонница курса, который вели предыдущие президенты, то Трамп несколько отличается. И этот закон нужен для того, чтобы его как-то сдерживать. Трамп казался вначале фигурой смешной и несерьёзной, комической, неопытным в политической сфере бизнесменом, но его предвыборная кампания и его наивная правда, отсутствие политкорректности привлекли внимание, и он действительно стал реальным претендентом на выборах. Он действительно может победить, и поэтому политическая элита США ищет предварительные меры, чтобы ограничить его в будущей политике. Кроме того, у власти остаются так называемые глубинные политики, которые придерживаются нынешнего курса Америки, а это также существенно ограничит действия Трампа.
Политолог Николай Шлямин считает, что этот законопроект "можно считать одним из шагов для того, чтобы началась новая холодная война". Однако он отмечает, что холодная война "и так уже идёт, а сейчас она приняла более яркие черты".
— Все перестали стесняться и стали называть вещи своими именами. А этот законодательный акт придаст этому противостоянию России и Запада некую законодательную силу. И вполне возможно, что такая позиция Америки будет навязываться и Евросоюзу, — отметил политолог.
Кроме того, Шлямин считает, что подобное поведение Штатов — это "повторение ошибок позднего СССР".
— В данный момент американцы поступают ошибочно и повторяют ошибку Советского Союза, который себя всё время противопоставлял Западу. А сейчас Америка сама начинает действовать так же: создавать пропагандистские штампы, всячески следовать им и возводить всё это в законодательную стезю. То есть это глупость, которая направлена на то, чтобы отвлечь от внутренних проблем. Америке и новому президенту США придётся столкнуться с массой вопросов, связанных с внутренней политикой, внутренним состоянием Соединённых Штатов. И всё делается для того, чтобы как-то отвлечь внимание большинства избирателей, которые проголосуют за того или иного кандидата, — заявил Шлямин.
В любом случае с точки зрения конституционного процесса президент Соединённых Штатов хотя и обладает масштабными полномочиями, просто так акт Конгресса в случае его принятия и подписания предыдущим главой государства отменить не сможет.
Для начала президенту нужно будет заручиться поддержкой лидеров республиканцев в палате и сенате Конгресса. И это при том, что в ноябре помимо собственно президентских выборов в США пройдёт промежуточная избирательная кампания в Конгресс и однопартийцы Трампа вполне могут потерять большинство в палате представителей, что ставит потенциального нарушителя внутриэлитного спокойствия в ещё куда более сложное положение. Дело в том, что, согласно Конституции, президент США не обладает правом законодательной инициативы — а значит, придётся вести сложные и длительные переговоры на Капитолийском холме с лидерами большинства и меньшинства в сенате и палате представителей для того, чтобы можно было отменить тот или иной закон, включая в том числе и Акт в поддержку Украины, который сейчас активно "проталкивается" через Конгресс. Принятие этого акта также возможно и в период так называемого "подвисшего" Конгресса, когда старый состав ещё работает, а новый ещё не приступил к исполнению обязанностей.
В любом случае активизация работы по законодательному закреплению санкционного режима в отношении России — это политика посерьёзнее пресловутой поправки Джексона — Вэника, так как охватывает помимо торговли ещё и сферу дипломатии, международных финансовых рынков и отношений с союзниками по НАТО. Атлантические элиты всё стремительнее скатываются к худшим временам холодной войны, не оставляя здравомыслящим силам в американском истеблишменте пространства для политического манёвра.
Автор: Элина Хетагурова