Надо сказать, что транссибирскую магистраль «Заполярный Транссиб» (ныне это «Северный широтный ход») начали строить еще в 1940-1941 гг., затем в 1947-1953 гг. продолжили, и к весне 1953-го было сооружено около трети трассы.
Тогда же стройку законсервировали. Предложения многих экспертов в 1970-х - начале 1980-х возобновить строительство наряду с модернизацией Севморпути замалчивались или отвергались в Москве. Скорее всего, потому, что в тот период сооружался БАМ, и почти все материальные и кадровые ресурсы направлялись туда.
Только в начале 2000-х, - в период разработки и утверждения «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года», - состоялись первые решения правительства и компаний-участниц проекта ОАО РЖД, «Ямальская железнодорожная компания», «Урал Промышленный-Урал Полярный», «Газпром», «Росжелдор» по проекту СШХ, реализация которого намечалась к 2017-2018 гг. Конкретные планы по возобновлению строительства дороги, одобренные правительством РФ, появились в 2003 г. Тогда была создана и «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖК), а в середине 2005-го руководство страны поставило задачу комплексного развития промышленности, энергетики и транспорта в ЯНАО и в целом в Уральском федеральном округе.
В том же году был разработан проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» (УПП), куда включили СШХ. Затем в 2006 г. для реализации проекта УПП было учреждено ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный» (с 2012 г. ОАО «Корпорация развития»). А с 2008 году проект СШХ включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Но губернатор Дмитрий Кобылкин недавно заявил о необходимости создания ответвления к ямальскому порту Сабетта. А как же быть с остальной, т.е. основной частью СШХ? И, вообще, в целом с магистралью Обская - Надым-Коротчаево-порт Игарка?
Так вот, что касается города и порта Сабетта на северо-востоке Ямала, то здесь создаётся один из крупнейших в мире заводов сжиженного природного газа и терминалов по его экспорту. Так что и по этой причине требуется ответвление от СШХ - Бованенково-Сабетта (около 200 км), о чем и говорит глава ЯНАО. А основная трасса магистрали Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево (около 800 км) пронизывает Северо-Запад, Север Западной Сибири и выходит на Север Восточной Сибири.
В первой декаде июня с.г. было распространено сообщение, что строительство железной дороги Бованенково – Сабетта начнется в 2017 году, если, как отметил Д. Кобылкин, «не возникнет проблем на внешнем рынке». Правда, в 2011-м эту часть СШХ намечалось построить к 2015 г., затем срок перенесли на 2016-2017 гг., а всю СШХ планировалось сдать в эксплуатацию к 2020 году. Кроме того, к 2017-му ОАО «РЖД» планировало завершить строительство вторых путей на линии Тобольск — Сургут — Коротчаево (Свердловская железная дорога), чтобы увеличить скорость движения дорог примыкания в канун эксплуатации СШХ и обеспечить увеличение пропускной способности всей магистрали.
Но в 2016-м возникли проблемы с оператором проекта «Корпорацией развития». По заявлению губернатора Д. Кобылкина, «руководитель РЖД Олег Белозеров взял на себя ответственность по началу строительства и допроектирования дороги. У него в инвестпрограмме появилась строчка “Северный широтный ход”». Чиновник также заметил: «Мы теперь просто помощники и участники этого масштабного проекта». Можно предположить, что оператором проекта намеревается выступить само ОАО «РЖД», а «Корпорацию развития» отстраняют от этой функции. Как говорится, поживем – увидим, важно, чтобы дорога строилась.
Магистраль, по многим экспертным оценкам, позволит на 25-40% увеличить валовой внутренний продукт (в сравнении с уровнем 2014-2015 гг.) более чем 10 субъектов РФ - тех, через которые эта линия проходит, и тех, которые к ней примыкают.
Такой результат можно получить, во-первых, за счет освоения в этом обширном регионе крупных запасов высококачественных нефти, газа, железной, марганцевой руд, фосфоритов, руд цветных металлов (ванадия, кобальта, меди), драгоценных и полудрагоценных металлов, графита, слюды. А также - крупных запасов лесных, рыбных ресурсов. А в случае налаживания переработки этого разнообразного сырья рост ВВП тех же регионов прогнозируется на 35% - 60%. Вдобавок с учетом железных дорог примыкания будут обеспечены транспортно-экономические связи Западной, Восточной Сибири и Северного Урала по кратчайшим маршрутам с Северо-Западным, Центральным, Дальневосточным регионами страны и, конечно, с обширным - от Мурманска до Таймыра (согласно основной трассе СШХ) - Приарктическим районом РФ.
Во-вторых, в работы по строительству и текущему содержанию СШХ и примыкающих к ней припортовых стальных артерий фактически вовлечены свыше 40 предприятий страны, в основном сектора тяжелой индустрии. Свыше половины из них - это предприятия Урала, Сибири и Северо-Запада РФ. Рост загрузки всех этих предприятий обеспечен благодаря СШХ. А это тоже немалый вклад в увеличение ВВП задействованных и примыкающих субъектов Федерации. Словом, актуальность СШХ обусловлена не только недавней эпидемиологической ситуацией в ЯНАО.
Добавлю, что пропускная способность новой транссибирской железнодорожной линии на пятый год эксплуатации оценивается минимум в 11 млн тонн; на 10-й год – в 14 - 16 млн тонн.
Предусмотрено также в перспективе продление СШХ до порта Игарка на Енисее (примерно 400 км). При этом пропускная способность «Заполярного Транссиба» может достичь 35 млн тонн в год. Позднее намечено дотянуть дорогу к Норильску и к близлежащему арктическому порту Дудинка.
Конечно, реализация проекта СШХ требует колоссальных капиталовложений, не менее 200 млрд руб., что обусловлено, прежде всего, сложнейшими природными условиями. Вдобавок, западные санкции существенно затрудняют привлечение в данный проект иностранных займов и технологий. А в условиях небезызвестной в РФ «оптимизации» расходов, стартовавшей с середины 2014 г. ввиду резкого падения мировых цен на нефть, едва ли можно рассчитывать на ускоренное создание «Заполярного Транссиба». Потому глава ЯНАО и говорит: «… если не возникнет проблем на внешнем рынке».
Как бы там ни было, а бессрочные преимущества магистрали стоят того. Плюс к тому она будет сухопутным дублёром Севморпути, играя при этом самостоятельную роль.
Эта дорога нужна и в связи с геополитической обстановкой в Арктике. Кстати, железнодорожные линии к арктическому побережью или вдоль него уже далеко не первый год существуют в США (Аляска), Канаде, Скандинавии. Такие линии имеют не только важное экономическое, но и военно-стратегическое значение. Таким образом, роль «Северного широтного хода» для России переоценить трудно.
Игорь Валентинов