Одной из таких территорий становится Украина.
Поучительная история «вилайета Сирт»
Наглядным примером такого рода «просачивания» «Исламского государства» на территорию третьей страны является так называемый «вилайет Сирт», который возник в 2014–15 годах буквально из ничего в одноименной провинции в Ливии. Поскольку Сирт был опорой клана Муаммара Каддафи, после краха Джамахирии данная провинция стала «территорией беззакония», так как победители в ливийской гражданской войне подвергли Сирт жесточайшему грабежу и практически лишили местное население доходов от продажи нефти, которые Каддафи использовал для развития всей Ливии.
В результате действий враждующих кланов Мисураты, Триполи, Феццана и Бенгази провинция Сирт оказалась классической разграбленной окраиной, на территории которой столкнулись интересы враждующих внешних сил. В такой ситуации пропаганда ИГ оказалась как никогда действенной: «ужасный конец» создания вилайета Сирт под руководством боевиков ИГ показался более привлекательным выбором для местного населения, нежели продолжение бесконечной бойни среди враждующих кланов.
При этом ИГ отнюдь не посылало на территорию Ливии некий «экспедиционный корпус» — практически весь «строительный материал» для будущей провинции «халифата» был набран вербовщиками прямо на месте, из уже существовавших банд боевиков или радикальных исламских организаций, присягнувших на верность ИГ. После этой начальной «инициации» получившаяся мобильная структура начала широчайшее проникновение на соседние территории, создавая угрозу для и без того ослабленной и раздираемой противоречиями Ливии.
Как итог — в 2016 году, всего лишь через два года после начала проникновения «Исламского государства» на территорию Ливии, заразу этого сетевого террористического образования уже пришлось выкорчевывать с танками и авиацией — так как боевики превратили Сирт в укрепленную крепость.
Возможно ли ИГ на Украине?
Нынешние сообщения о проникновении ячеек ИГ на территорию Украины уже стали будничным фоном в сводках СБУ. Начиная со второй половины 2015 года, эти сообщения идут просто-таки потоком — только в официальных сводках «безпеки» числится уже более сотни задержанных боевиков ИГ и их пособников, а количество выявленных центров по перевалке и подготовке джихадистов на Украине давно перевалило за второй десяток.
Удивляться этому не приходится: в радикальной среде идеи, исповедуемые ИГ, оказываются «на голову выше» всех иных экстремистских течений, так как предлагают радикалам очень понятную и привлекательную для них картинку личного благополучия за счет «неверных».
Кроме того, позиция СБУ, которая на словах борется с исламистскими боевиками и даже устраивает пресс-конференции, доказывающие концепцию «о невозможности работы ИГ» на Украине, не учитывает одного прискорбного факта: радикальные исламисты, к сожалению, очень гибки в «выборе флага», в силу чего вчерашние «умеренные» террористы в короткий период спокойно перековываются в сторонников ИГ, присягая «Исламскому государству» целыми ячейками или целыми сетями и организациями.
В силу этого, если мы посмотрим на картинку юга нынешней Украины в таком разрезе, наша оценка перспектив ИГ в «незалежной» уже будет не столь оптимистичной.
Так, глава изгнанной из Крыма части «меджлиса» Ленур Ислямов сообщил на своих социальных страницах о том, что «меджлис» получает поддержку от экстремистской турецкой организации «Серые волки». «Турецкие Патриоты из организации Bozkurtkar, Turk ulkuculeri в народе, просто — Серые волки, посетили нас на Блокаде. Кольцо блокады сжимается», — написал (с ошибками) Ислямов на своей странице в фейсбуке и сфотографировался с группой «Серых волков». Эта организация официально запрещена даже в Турции и, кроме того, в последнее время уже отметилась неофициальными связями с ИГ. Известно, что незаконный «меджлис» и лично Мустафа Джемилев и Ислямов поддерживали и поддерживают с ней тесные контакты.
Обратим внимание, кого позвали в Геническ на сходку якобы «умеренных» террористов. Это Мукремин Дернек (член «Серых волков» и активный лоббист крымско-татарских националистов в Анкаре), Аллах Дауд Барйалай (Афганистан), Абу Омар Хой (Саудовская Аравия), Хайрулла Халил (Афганистан) и многие другие.
Речь идет о том, что для выполнения своих задач по блокаде Крыма и провокациям на его границах украинское государство допустило к участию в сборище в Геническе весь «террористический интернационал», который де-факто приехал не просто на «дружеские посиделки» на берегу Азовского моря, но буквально на рекогносцировку будущего местоположения тренировочных лагерей и баз боевиков. Которые, как уже было сказано, могут буквально в одночасье просто «сменить флаг» и стать полноценными базами ИГ.
Есть ли понимание угрозы ИГ на Украине?
Безусловно, большая часть подготовительной работы по созданию присутствия ИГ на территории Укрианы ведется негласно и не афишируется даже штатным кураторам СБУ, которые поставлены «приглядывать» за якобы «патриотической» деятельностью боевиков из «меджлиса» и карманного отделения «Хизб ут-Тахрир» среди крымских татар.
Однако некоторые утечки через социальные сети позволяют косвенно оценить размах начатого на юге Украины процесса. Как пример, один из социальных профилей радикальных исламских боевиков в сети «Вконтакте», наряду с дежурными призывами к насилию и карам по отношению к «неверным», внезапно содержит фотографии заброшенного завода в Цюрупинске (город возле Херсона), на территории которого, по неоднократно поступавшей информации, происходит подготовка радикальных боевиков.
Более того, часть этих vk-профилей (масса ссылок на которые не приводятся по естественным причинам запрета экстремистской пропаганды) косвенно рассказывают не только о тренировках боевиков на многих заброшенных объектах Херсонской и Запорожской областей, но и о последующем, практически открытом и официальном отдыхе боевиков на базе под Мариуполем, где они позируют на фоне мирных украинских пейзажей безо всякого стеснения или конспирации.
Концепция СБУ и нынешнего руководства Украины, унаследованная еще со времен президента Леонида Кучмы и главы СБУ Евгения Марчука, которые в 90-е годы использовали крымско-татарских экстремистов для обуздания стремления Крыма к автономии и независимости от Киева, не учитывает одного печального факта. Нынешний «террористический интернационал» стал гораздо более «злым», мобильным и взаимосвязанным.
Практика строительства структур ИГ в Ираке, Сирии, Ливии и других странах, находящихся сейчас в «предпороговом» состоянии по части «экспорта» терроризма на их землю, показывает одно — «Исламское государство» имеет эффективную практику внезапного перехода из скрытой стадии накопления ресурсов к стадии моментального захвата власти на громадных территориях, предварительно как насыщенных террористическими ячейками, так и подготовленных идеологически. В таком варианте даже небольшой кризис центральной власти на Украине пробудит подготовленного монстра ИГ на Херсонщине, который легко найдет, чем заняться, на степных просторах юга Украины.
Это свидетельствует лишь о том, что позиция СБУ и целой Украины страдает преступной близорукостью, когда на фоне «непримиримой борьбы» с ИГ практически не отличимые от них представители подобных же радикальных организаций свободно создают структуры будущего «вилайета Херсон» прямо под носом у украинских спецслужбистов.
Алексей Анпилогов