Первой под «санкции» со стороны России попала Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), копилку которой наша страна исправно пополняла, перечислив в Совет Европы только в 2015 году 32,8 млн евро в год. Однако с апреля 2014 года российскую делегацию лишили права голоса и возможности быть представленной в руководящих структурах ПАСЕ. В свою очередь, наша страна приостановила участие в работе Парламентской ассамблеи до конца 2015 года, а в январе текущего отказалась подавать заявку на подтверждение полномочий. При этом председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в конце февраля сообщила, что на период с 2017 по 2019 годы Россия заплатила в Совет Европы лишь около трети своего взноса — 10 миллионов евро.
Очевидно, деньги на Западе имеют решающее значение. Европейские парламентарии, ранее не желавшие иметь ничего общего с российскими коллегами, быстро пошли на контакт. Во всяком случае уже в июне Бюро ПАСЕ приняло декларацию о необходимости возобновить диалог с Федеральным собранием РФ, к нескрываемому разочарованию главы украинского МИДа Павла Климкина.
Далее настал час расплаты и для Всемирного антидопингового агентства. В 2015 году Россия перечислила в ВАДА более 1 миллиона долларов — 745 тысяч «зелёных» в качестве членских взносов и еще 300 тысяч в виде ежегодного дополнительного взноса. Так было записано в Уставе агентства, и с этим никто не спорил. Однако за наши же деньги спортсменам и миллионам болельщиков изрядно потрепали нервы, испортив Олимпиаду в Рио и, по сути, сорвав Паралимпиаду. Осенью прошлого года агентство обвинило всю страну в систематических нарушениях антидопинговых правил, после чего приостановило деятельность московской лаборатории. В июле именно ВАДА громче всех призывало отстранить всех российских спортсменов от Олимпийских игр и почти преуспела.
И вот теперь последовал долгожданный и заслуженный «штрафной бросок» в адрес заигравшейся в политику организации: правительство РФ исключило из реестра взносов на 2017 год пункт №196 о дополнительной выплате в фонд Всемирного антидопингового агентства.
В связи с этими примерами возникает два закономерных вопроса. Во-первых, не проплачиваем ли мы вдруг сегодня очередную недружественную акцию со стороны какой-нибудь международной организации? Во-вторых, какова цена международной деятельности России в денежном выражении?
Увы, на первый вопрос ответит лишь время. А вот со вторым попробуем разобраться, хотя сделать это будет очень нелегко.
По предварительным итогам исполнения бюджета РФ за 2015 год, на международные отношения и международное сотрудничество было потрачено ни много ни мало 298,4 миллиарда рублей. Для сравнения: финансирование госпрограммы «Охрана окружающей среды» составило за тот же период 31,4 миллиарда рублей, а госпрограммы «Развитие культуры и туризма» - 94,5 миллиарда. Причем если дефицит бюджета в целом составил 2,4% ВВП, а какие-то статьи расходов пришлось урезать, то на международном сотрудничестве экономить не стали: исполнение к бюджетному закону составило 140%.
Сотрудничество с какими именно международными организациями обошлось стране в копеечку, в отчете Минфина подробно не расписано. Хотя, на первый взгляд, «разбросать» почти три сотни потраченных миллиардов легче легкого. Дело в том, что Российская Федерация состоит в 18 международных организациях и еще в двух имеет статус наблюдателя.
При этом, к примеру, только в Организации Объединенных Наций, членом которой Россия является, согласно Уставу ООН, любой главный орган и без того разветвленной организации имеет право утверждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Деятельность этих ответвлений также требует средств, которые поступают за счет взносов стран-участниц.
Взносы в ООН были, есть и будут
На сегодняшний день с ООН связаны более 30 организаций, известных как программы, фонды и специализированные учреждения. В их число входят, к примеру, Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ЮНЕСКО, Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) и другие. Они имеют свой собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов.
А вот специализированные учреждения — это независимые организации, которые финансируются за счет как добровольных, так и обязательных взносов.
Скажем, членский взнос России в ООН в 2015 году составил 72 миллиона 560 тысяч долларов. Однако Управление Верховного комиссара ООН по правам человека выставило собственный счет — 2 миллиона долларов. И он был оплачен отдельно.
По части финансирования Организации Объединенных Наций мы в числе лидеров, хотя и на порядок отстаем от Соединенных Штатов. К слову, США предлагали уменьшить собственные расходы, поделив эту ношу между РФ и Китаем. Обе страны от такого счастья отказались — своих расходов немерено.
Однако вовсе не платить в ООН нельзя. Должников запросто лишают права слова. В бытность Михаила Саакашвили президентом Грузии он не смог выступить на Генеральной Ассамблее из-за того, что Тбилиси признали злостным неплательщиком взносов. В 2015 году без права голоса осталась Венесуэла.
Для России, которая в ООН является единственной оппозиционной силой, которая противостоит давлению США, это непозволительная роскошь. Страшно представить, какое самоуправство творилось бы в Совбезе организации и каких бы только не было принято резолюций, если бы Российская Федерация лишилась права вето.
В ПАСЕ пора платить меньше
А вот с ПАСЕ ситуация обстоит по-иному. Как уже отмечалось выше, в копилку Совета Европы в прошлом году Россия перечислила 32,8 миллиона евро долларов. Однако эффективность организации, в которой к тому же нам просто не давали слова, оставляла желать лучшего. Если вообще можно говорить хоть о какой-то целесообразности участия в этой организации.
Поэтому-то, даже несмотря на сокращение взносов в организацию, все равно актуальным остается вопрос: если мы платим, а нам все равно не дают слова сказать, может быть, лучше эти деньги сэкономить и предпочесть более широкую аудиторию в ООН, где Москва может донести свою позицию до мирового сообщества?
Вопрос экономии - принципиальный
Пока, однако, речи о постоянной экономии и бережливости с нашей стороны не идет. Хотя, с одной стороны, премьер-министр Дмитрий Медведев аж до 31 декабря 2015 года дотянул оплату остатка членских взносов во Всемирную торговую организацию (ВТО) в сумме 34,46 миллиона рублей.
Но, с другой стороны, встречаются в правительстве и примеры расточительства. Возьмем Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Членский взнос РФ в эту организацию в прошлом году насчитывал 22 миллиона долларов. Однако реально из бюджета ушло на 63,1 миллиона рублей больше. Как выяснили аудиторы Счетной палаты, чиновники Минздрава устроили аттракцион неслыханной щедрости и без всяких разрешительных документов от президента или правительства отправили эту сумму в Европейское бюро ВОЗ будто бы на поддержание специальной программы исследований и подготовки научных кадров.
Надо отдать должное и получателям обязательных и добровольных взносов — клянчить деньги они умеют. Например, в прошлом году МАГАТЭ получил от РФ 1 миллион долларов во внебюджетный фонд физической ядерной безопасности. И удивительно, что так мало. Несмотря даже на то, что в рамках соглашения, заключенного еще в 2010 году, фонд этот уже получил из российской казны 6,5 миллиона долларов и до 2021 года получит еще 6 миллионов. Однако к «выпрашиванию» денег сотрудники агентства подходят так профессионально, что приходится лишь удивляться стойкости наших чиновников.
Вот генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано выдал миру добрую весть:
«У нас появилась историческая возможность разрешить вопрос, связанный с иранской ядерной программой».
И немедленно запросил под это дело дополнительно 9,2 миллиона евро в год у государств-членов.
Впрочем, если бы наши финансисты, завороженные эпохальными планами МАГАТЭ, красиво изложенными в 228-страничной работе под названием «Программа и бюджет агентства на 2014-2015 гг.», удовлетворили бы аппетиты этой уважаемой организации, тогда в казне, возможно, не хватило бы 8 миллионов 450 тысяч долларов для финансирования миссии ОБСЕ. Или бы 1 миллиона долларов не нашлось на Черноморское экономическое сотрудничество. А после нашего добровольного взноса дела с «Механизмом развития проектного сотрудничества в Черноморском регионе» пойдут на лад. Что, наверное, правильно: соседей лучше привлекать к мирному сотрудничеству, чем ссориться с ними.
Зато с решениями Парижской конференции, которая прошла в 2015 году, лучше бы потщательнее разобраться. Потому что с климатическими изменениями бороться, конечно, надо. Однако уж больно широкий замах у этих борцов. Во исполнение и развитие Киотского протокола они предлагают, начиная с 2020 года, частично через «Зеленый фонд», а частично через другие организации собирать с развитых стран по 100 миллионов долларов ежегодно. Хотя нашлись у этой инициативы и яростные оппоненты.
Можно перечислять еще много добровольных и обязательных взносов Российской Федерации в международные организации. Ключевое слово здесь — «много». Как организаций, так и денег, которые уходят на их счета. Чтобы совсем уж впечатлиться масштабами, стоит вспомнить о международных контактах Российской Академии наук. На сегодняшний день РАН является членом 230 международных неправительственных организаций, профессиональных союзов и ассоциаций. В большинстве из них членство необходимо подтверждать финансово.
Министр финансов Антон Силуанов, который в нелегком кризисном 2015 году с трудом сводил бюджетные доходы и расходы, причем дефицит бюджета в итоге составил 2,4% ВВП, вряд ли рад широчайшим российским международным связям. Он даже предлагал пересмотреть целесообразность участия нашей страны в некоторых организациях:
С точки зрения анализа эффективности целесообразности участия в большом количестве международных фондов и организаций мы считаем необходимым пересмотреть.
Но депутаты Госдумы его тогда не услышали. Больше того, работая над бюджетом 2016 года, они увеличили объем взносов в международные организации почти на 7% по сравнению с прошлым годом — до 75,139 миллионов рублей. Что ж, возможно, история с ПАСЕ и ВАДА послужит уроком новому депутатскому корпусу, который, в первую очередь, займется наведением порядка в собственной стране.
Однако бесспорно, что все же к вопросу членства в международных организациях стоит подходить с прагматической точки зрения – если членство в том или ином институте нам выгодно, а потраченные деньги окупаются полученными политическими дивидендами, то и Россия будет заинтересована в участии. Если же нет, то с такими международными организациями стоит поступать, как с ПАСЕ, а то и еще жестче.