Сатановский о сирийских курдах, турецкой пощечине Байдену и Гюлене-Троцком
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский прокомментировал Федеральному агентству новостей, какие цели преследуют вооруженные силы Турции, осуществившие вторжение в северную часть Сирии, формально действуя в составе возглавляемой США международной коалиции. По словам востоковеда, Анкара ни в коей мере не сотрудничает там с США, а решает жизненно важный для себя курдский вопрос.
Отметим, во вторник стало известно, что Турция предъявила ультиматум вооруженным силам сирийских курдов, заявив, что если курдские подразделения не выполнят ряд требований, то станут мишенью для военной операции турецких вооруженных сил. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, курдские отряды должны отойти восточнее реки Евфрат и покинуть занятый ими ранее город Манбидж.
Что происходит на севере Сирии, и как Анкара намерена решать важнейший для себя курдский вопрос, Федеральному агентству новостей объясняет один из ведущих специалистов по ближневосточному региону, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский (начало беседы читайте в материале ФАН).
«Давайте посмотрим на военные действия на севере Сирии, которые ведут там турецкие вооруженные силы, — отметил Сатановский. — Обратите внимание, когда турецкие военные вторглись на сирийскую территорию, Дамаск по этому поводу, разумеется, выразил протест через свой МИД, и было бы странным, если бы он этого не сделал, — но не более чем. Ничего больше официальная Сирия не делает. И сирийский президент не объявил по этому поводу Турции войну. А вот здесь зададимся вопросом — почему?»
По словам востоковеда, причина в том, что Анкара, вторгшись в Сирию, наносит удар по курдам, которые не только воюют с запрещенным в России «Исламским государством» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), но и несут значительную угрозу не только Турции, но и официальному Дамаску, вовсе не заинтересованному в появлении на своей территории сирийского Курдистана.
«Дело в том, что на Манбидж пошли курды. Этот ключевой для логистики перехода через границу вооружений для террористов ДАИШ город 12 августа был захвачен Сирийскими демократическими силами (Демократические силы Сирии, ДСС — прим.), то есть, попросту говоря, курдским ополчением. И, видимо, у турок было договорено с американцами, что это курдское ополчение Манбидж подержит-подержит, а потом из города уйдет. Потому что движение курдов через Евфрат к курдам Африна (территория Курдских гор на северо-западе Сирии близ турецкой границы в районе города Африн, провинция Алеппо — прим.) означает единый Курдистан в Сирии, а это для турок — смертельная угроза. Каковую смертельную угрозу они, естественно, терпеть не готовы, не могут и не будут. Потому что, если вдобавок к иракскому Курдистану, с которым они, скрепя сердце, отношения наладили, появится еще какой-то сирийский Курдистан, то тогда почему не должен появиться и турецкий Курдистан? Вообще-то говоря, запросто. А это означает распад Турции. И Турция это прекрасно понимает», — отметил Евгений Сатановский.
В связи с этим, по словам эксперта, как только курды из восточных регионов Сирии, которые в марте объединились в территориальный регион Рожава, двинулись на воссоединение с курдами Африна из западных группировок, турецкая армия под предлогом удара по «Исламскому государству» ударила по городу Джераблус, вытеснив оттуда местных ополченцев.
«Военные действия Турции в первую очередь направлены против курдов, — подчеркнул Сатановский. — Их задача — сохранить незанятый курдами 98-километровый промежуток между городами Аазаз и Джераблус. Они вторглись примерно на километр: авиация, танки, спецназ, артиллерия. Но при этом там естественным путем образовалась некая буферная зона, которую они раньше пытались согласовать с европейцами, и те вроде бы были не против, но были против американцы. Но теперь, учитывая напряженные отношения с американцами, турки уже ничего согласовывать не готовы. Так что всё это направлено против образования сирийского Курдистана, что парадоксальным образом совпадает с интересами Дамаска, и поэтому сирийское руководство как-то протестует, но очень осторожно. Потому что единый регион Курдистан для арабов — неважно — проасадовских, антиасадовских, соответственно, и для самого Асада — это всё плохо».
По словам Евгения Сатановского, и у России, и у Соединенных Штатов в этом регионе свои интересы, а Турция вовсе не рвется с кем-либо особо считаться, тем более при нынешнем похолодании между Анкарой и Вашингтоном.
«Сегодняшняя ситуация такова. Если кто-то думает, что Анкара действует в Сирии совместно с США или согласовывает свои действия с американцами, то это далеко не так. Это видно хотя бы из того, что когда вице-президент США Джо Байден приехал в Турцию, его встречал не более чем вице-мэр Анкары. А Байден — второе лицо в официальной иерархии Соединенных Штатов. При этом Байден, пытаясь успокоить турок, рассказывал им, почему Америка вынуждена проходить сложные судебные процедуры, чтобы выдать им Фетхуллаха Гюлена, который теперь для Эрдогана как Троцкий для Сталина. И выдать его Америка, сохранив лицо, не может, да и не очень хочет. При этом Байден потребовал от курдов, чтобы те ушли обратно за Евфрат, высказав очень серьезную претензию со стороны Вашингтона по поводу идеи образования единого Курдистана, при том, что курды региона Рожава поддерживаются в военном отношении Соединенными Штатами, которые исходят из необходимости использования их при взятии города Ракки — столицы «Исламского государства». Так что, как видите, здесь мозаика очень сложная, куда сложнее, чем утверждение, что турки якобы воюют в Сирии вместе с американцами против нас с Асадом», — резюмировал Евгений Сатановский.
Анна Кириллова...