Странно, конечно, когда дипломат радуется тому, что иноземная держава выделяет огромные суммы денег на братоубийственную войну в его родном государстве. И вдобавок предлагает варианты реализации этой задачи. По большому счету так поступают предатели своего народа, но для киевских властей предательство стало мировоззренческой и поведенческой нормой. Потому В. Чалый безбоязненно совершил сей акт прилюдно, во время интервью в прямом эфире телеканала «112 Украина». Да и не он первый и, наверное, не последний, кто призывает к организации украинско-американских производств на территории Украины.
Еще в сентябре прошлого года председатель Государственного космического агентства Украины Л. Сабадош, находившийся с визитом в США, в интервью «Голосу Америки» сообщил, что Киев хотел бы вместе с американскими компаниями создать ракету-носитель, естественно, без привлечения российской стороны. Но создать ракету самостоятельно Украина не может ввиду дороговизны проекта. В общем, как обычно, гроши давай!
В этом контексте упоминание о России звучало весьма определенно. Накануне визита делегации Госкосмоса в Вашингтон Киев денонсировал соглашение с РФ о кооперации в военной промышленности. Тем самым был юридически оформлен отказ от сотрудничества, курс на который украинские власти взяли еще в 2014 г. Тогда же США заявили, что будут помогать аэрокосмической отрасли Украины, а глава американской торговой палаты на Украине Бернард Кейси даже заговорил об инвестициях в создание аэрокосмической долины в Днепропетровской области. Перспективы вдохновили украинскую сторону. Но вот прошло два года, и где обещанные инвестиции?
А их не будет, что следовало понять изначально. В американской истории колонизации планеты нет ни одного известного примера, когда бы Штаты стали развивать высокотехнологичное производство на территории «освоенного» ими государства, тем более находящегося от них в такой финансово-политической зависимости, как, скажем, Украина. В лучшем случае США позволяли местным жителям заниматься примитивной сборкой изделий, вынесенной за пределы собственной территории и не требующей ни инженерных знаний, ни высокой квалификации рабочих кадров. Тем более удивительно, что ранее тот же Чалый выступал с сообщением о том, будто Украина и США в ближайшее время запустят ракету в рамках сотрудничества в космической сфере.
Видимо, здесь, как и в других случаях украинско-американских отношений, особенно финансово-экономических, можно сказать: «Дурень думкою багатіє». Вряд ли в Вашингтоне не в курсе того, что крупнейшее украинское предприятие аэрокосмической отрасли «Южмаш» уже к середине 2015-го сократило производство по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. в 17 раз. А сегодня оно вообще пребывает на грани полной деградации. Собственно, ничего экстраординарного в этом нет: весь ВПК Украины пребывает в состоянии глубокого кризиса, в котором он оказался главным образом из-за разрыва отношений с Россией.
Произошел резкий спад выпуска техники и оружия, что повлекло большой некомплект ее в войсках. По заявлениям и президента П. Порошенко, и военных, в ВСУ укомплектованность боевой техникой составляет около 50%. Ситуацию быстро исправить нельзя, но можно усугубить еще одной военной кампанией. Ни для кого также не секрет, что, как и в случае с военной техникой, украинская армия воюет на запасах боеприпасов советской армии. Все, что было на складах современного и годного, уже либо было продано до 2014 г., либо расстреляно во время двух кампаний в Донбассе. К настоящему моменту ВПК Украины прошел стадию изъятия складских запасов советской техники, вооружения и боеприпасов. Имеются, правда, сотни корпусов, лежащих мертвым грузом, поскольку для их восстановления нет запчастей. Киевский режим по состоянию на лето 2016 г. уперся в своеобразный технический тупик. Дальнейшее наращивание технической оснащенности войск невозможно. Сколько бы ни утверждал Турчинов, что на предприятиях «Укроборонпрома» «за последние два года объем производства увеличился втрое». Объем объему рознь…
* * *
Вместе с тем украинские СМИ регулярно сообщают о новинках оборонной промышленности. А на военном параде в День независимости П. Порошенко вообще заявил, что Украина увидела «новую армию, за два года созданную почти с нуля». И по своему обыкновению солгал. Пожалуй, единственной новинкой была колонна военных автомобилей HMMWV, полученных от Пентагона, и даже принимавший парад министр обороны С. Полторак ехал на одной из импортных машин.
Представляли «новую» украинскую армию боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, машины десанта БМД-2, гаубицы МТ-12 «Рапира», 2А65 «Мста-Б», самоходные установки «Гиацинт», «Гвоздика», «Мста-С», «Пион», зенитно-ракетные комплексы «Оса-АКМ», С-300ПС и «Бук-М1», системы залпового огня «Град» и «Смерч», пусковые установки «Точка-У» и т. п. образцы техники, которые были разработаны и произведены в Советском Союзе.
А о том, что являют собой собственно украинские новинки, могут дать представление некоторые изделия ВПК. Скажем, 120-мм украинские минометы «Молот» производства киевского завода «Маяк» начали ржаветь и ломаться менее чем за месяц эксплуатации в воинских частях, сообщает «Український мілітарний портал». Танки «Оплот» для Таиланда делают из корпусов старых танков Т-80. А недавно военное ведомство прекратило испытания нового танка «Азовец», так как вместо профессиональной оптики боевую машину оснастили… глазком от домофона.
Подобных «достижений» на счету украинского ВПК - хоть пруд пруди. Тем не менее Североатлантический альянс открывает собственный «специальный офис» в стенах государственного концерна «Укроборонпром» (УОП). По словам старшего советника по вопросам логистики и стандартизации связи НАТО на Украине М. Пеликана, речь идет о намерении НАТО развернуть сотрудничество не только с УОП, но и со всеми без исключения силовыми структурами страны, включая СБУ.
Собственно, такое сотрудничество уже развивается. Несколько предприятий даже приступили к разработке БТР, БМП и танков, модифицированных под американские и немецкие образцы. При посредничестве западных инженеров на Украине демонтируются сотни РЛС советского производства с последующей их заменой на зарубежные аналоги. «Внедряя на Украине собственные стандарты, НАТО заключает поистине миллиардные сделки для собственных инженеров, промышленников и предпринимателей», - сказал французский военный обозреватель Жак Пезе. Кроме того, как подчеркивает военный эксперт Валерий Галиченко, НАТО «автоматически получает доступ ко всей базе данных не только ВСУ, но и всего военно-промышленного комплекса Украины, который ранее так же активно работал на Российскую Федерацию».
* * *
Форум по обороне и безопасности в Киеве, который был призван привлечь инвестиции в украинский ВПК, практически подтвердил это. Например, член комитета по обороне и национальной безопасности Конгресса США Л. Санчес на специальной пресс-конференции отмечала, что США пристально следят «за агрессивными действиями со стороны РФ» и чтобы усилить позиции Украины, передадут Киеву не только необходимое оборудование, но и технологии для производства. Но не уточнила, какие технологии и для какого производства.
Кстати, на форум приехали представители Boeing, Airbus, Thales International, Microsoft Corp., PCO SA, Sagem Dеfense Sеcuritе, Elbit Systems, Caterpillar Inc, Renault Trucks Defense, Honeywell Defense and Space Int., Orbital ATK, STC Delta и других компаний, хорошо известных на мировом рынке вооружений. Курировал мероприятие помощник генерального секретаря НАТО по вопросам оборонных инвестиций Э. Герольд, а также два посла – американец Д. Пайетт и канадец П. Ващук. Не думаю, чтобы это высокое собрание привлек полуразрушенный украинский ВПК. Тогда что?
«Сотрудничество очерчено тремя главными этапами реализации. Первый – это поставка, сборка необходимого оборудования и обучение персонала для его обслуживания. Второй – практическое производство комплексов на Украине из американских комплектующих. Третий – максимальная локализация производства и трансфер технологий», – пояснили в пресс-службе концерна «Укроборонпром». По сути дела, это самое что ни на есть примитивное производство, так называемая отверточная сборка из американских деталей. И если Украина, как выразился тогда еще посол США Пайетт, «переходит на американские стандарты», то это вполне закономерный «переход» к низшей стадии промышленного развития.
В «Укроборонпроме» трудится около 80 тыс. человек: от разработчиков до рабочих. Переход на «американские стандарты» (натовские) сохранит некоторые производственные мощности и часть рабочих мест, но окончательно добьет научную составляющую. Потому многие работники, в частности танковой промышленности, давно переехали на работу в Россию, где ВПК активно развивается. А на Украине весь этот военно-промышленный шабаш никак не приближает ВПК к «стандартам НАТО» или США, зато успешно добьет остатки промышленной системы.
К чему в первую очередь и стремятся США вместе с НАТО, которым нужны только производственные площади и дешевая рабсила, при этом имеющая хорошую квалификацию. И чем быстрее развалится ВПК Украины, тем раньше компании США и их союзники начнут получать прибыли. Для Америки войны всегда были основным источником обогащения, для НАТО они таковыми стали. Гражданская война на Украине теперь утверждает этот американский принцип и в Европе. Теперь понятно, что имел в виду посол В. Чалый, когда говорил о широких возможностях Украины производить современную технику и оружие в кооперации с США.
А вот пастор Турчинов, ныне являющийся секретарем СНОБУ, 29 августа заявил, что «сегодня задача перед нашими производителями и научными сотрудниками [ОПК] – создать современное качественное оружие и военную технику, которая в первую очередь ни в чем не будет уступать российскими аналогам. Мы должны обеспечить ВСУ оружием и военной техникой, которая сможет переломить хребет врагу».
Если УОП и сломает хребет, то в первую очередь самому себе… А в странах НАТО, по утверждению авторитетных экспертов, сегодня не способны производить многие виды вооружения, не уступающие российским аналогам. И не будут способны, даже если им станут известны базы данных ВПК Украины, ранее имевшим тесные кооперационные связи с оборонкой РФ. Горизонты стратегического планирования, однако, разные.