Известная практика
Доклад, озаглавленный «Вас не существует: произвольные задержания, насильственные исчезновения и пытки на востоке Украины» (You Don’t Exist.’ Arbitrary Detentions, Enforced Disappearances, and Torture in Eastern Ukraine), правозащитники обнародовали 21 июля, однако широкую огласку эти данные получили только месяц спустя. Основная тема доклада – тайное удерживание под стражей, пытки и нарушения прав человека, зафиксированные на юго-востоке Украины. В основу расследования легли 40 интервью с пострадавшими, их родственниками, адвокатами, свидетелями событий и др.
Большинство задержанных, о которых идет речь, находились в харьковской тюрьме Службы безопасности Украины (СБУ), и как уверены международные наблюдатели, тюрьма эта – далеко не единственная, подобные застенки есть и в других регионах страны. Официальный Киев, в том числе пресс-служба СБУ, их существование отрицает.
«Это невозможно», но…
Руководитель аппарата главы СБУ Александр Ткачук признает: «В Харькове есть подразделение, которое называется «Сектором обеспечения досудебного следствия», где следователи СБУ работают с задержанными подозреваемыми лицами, которые содержатся в СИЗО». Но по словам Ткачука, «заявления о том, что там удерживались люди, не соответствует действительности... На период проведения следственных действий такие люди приглашаются в это помещение и там с ними проводятся соответствующие действия. Там отсутствуют условия для содержания людей, это невозможно».
Косвенное подтверждение тому, что опубликованные в докладе «Вас не существует» факты на самом деле имеют место, – встреча главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса с правозащитниками, которая состоялась сразу после обнародования информации. Не сказав ни да, ни нет, Матиос пообещал, однако, проверить и оценить каждую человеческую историю, приведенную в докладе. Правозащитники, в свою очередь, потребовали от военной прокуратуры Украины добиться освобождения оставшихся заключенных и наказать причастных к незаконному удержанию людей.
«Самые серьезные последствия»
Правозащитники описывают процедуру, по которой освобождали тайных заключенных (шесть из них были освобождены 25 июля, семь – 2 августа). Как следует из доклада, людей в бронированном микроавтобусе вывозили в Донецкую область, где высаживали на окраинах Краматорска и Дружковки. Там возвращали паспорта и выдавали небольшую сумму в гривнах (50-200 гривен, т.е. 2-8 долларов), «на проезд домой». Отпуская задержанных, сотрудники СБУ требовали от них хранить молчание о произошедшем, под угрозой «самых серьезных последствий».
Все заключенные, как отмечается в докладе, провели в харьковском управлении СБУ от 6 недель до года и более, трое из тех, кого продолжают удерживать, находятся за решеткой более 17 месяцев. В некоторых случаях, говорится в докладе, «сотрудники СБУ забирали человека из суда или СИЗО после того, как суд выносил решение об их освобождении из-под стражи, либо похищали из дома».
"Наши собеседники… сходным образом описывали само харьковское управление, распорядок дня, охрану и других задержанных, проблемы с медицинской помощью, постоянные переносы обмена пленных и попытки персонала скрыть задержанных от украинских официальных лиц и иностранных делегаций, в том числе посредством временного перевода из камер и использования подставных имен при направлении в медучреждения тех, кто нуждался в экстренной помощи".
Из доклада «Вас не существует»
Посторонним вход воспрещен
Сообщения о том, что Служба безопасности Украины располагает целой сетью секретных тюрем, где удерживаются инакомыслящие, противники режима, политзаключенные, появлялись и раньше – но украинская сторона их всегда отрицала. Крупный скандал вспыхнул в конце мая 2016 года, когда делегация подкомитета ООН по предупреждению пыток прервала визит на Украину – членам делегации отказали в праве посетить места, где, предположительно, СБУ содержала секретных заключенных. По словам главы делегации Малькольма Эванса, отказ СБУ стал нарушением обязательств Украины как государства-участника факультативного протокола к конвенции против пыток. «Мы не смогли посетить некоторые места, о которых мы слышали многочисленные и серьезные обвинения в задержании людей и возможном применении пыток или жестокого обращения», – констатировал Эванс.
С заявлением о том, что СБУ проводит массовые задержания противников режима на востоке Украины и применяет к ним пытки, выступал и помощник генерального секретаря ООН по правам человека Иван Шимонович. В докладе, подготовленном Шимоновичем, были описаны сотни эпизодов нелегальных арестов и жестокого обращения с задержанными, упоминались также пять тайных тюрем, в которых содержатся политзаключенные и противники режима. Официальный Киев это заявление проигнорировал.
«Упорное отрицание СБУ насильственных исчезновений способствует формированию атмосферы беззакония и устойчивому сохранению безнаказанности за грубые нарушения прав человека». Старший исследователь организации Human Rights Watch в Европе и Центральной Азии Татьяна Локшина.
Раньше была 58-я, теперь – 258-я
По данным правозащитных организаций, на Украине на сегодняшний день находятся в тюрьмах около 2000 узников совести. Это люди, арестованные за убеждения, политическую позицию, несогласие с военными действиями против гражданского населения Донбасса, оппозиционеры. Уже несколько месяцев находится под арестом бывший депутат Верховной Рады, 68-летняя глава харьковских коммунистов Алла Александровская; несколько дней назад сотрудники СБУ в Запорожье задержали известного публициста Мирославу Бердник, автора книги «Пешки в чужой игре», рассказывающей о корнях украинского национализма (в числе зафиксированных «улик» – георгиевская ленточка, прикрепленная к занавеске, приглашение на конференцию о Великой Отечественной войне, проходившую в Крыму). С весны ничего не известно о судьбе гражданина РФ Андрея Соколова, который был задержан украинскими спецслужбами как сочувствующий ДНР (не исключено, что именно Соколов - один из двух россиян, о которых говорится в докладе «Вас не существует»). 15 апреля 2016 года Бердянский суд вынес Соколову приговор, назначив срок лишения свободы 2 года и 7 месяцев. В счет отбытия срока Соколову засчитали 1,5 года, проведенные в СИЗО (по принципу «день за два»), соответственно, россиянин официально отбыл назначенное ему наказание и был освобожден из-под стражи. Но на выходе из здания суда четверо неизвестных силой усадили его в автомобиль и увезли в неизвестном направлении. На запросы родственников и представителей генконсульства РФ Украина не отвечает.
"Я – политзэк. Меня обвиняют в помощи ДНР, а не в краже или хранении наркотиков или в других уголовных преступлениях. Как раньше была 58-я, теперь на Украине – 258-я. Добавилась только одна цифра, а политический подтекст остался, и характер наказаний остался прежним, только не конкретно то, за что наказывают. …Нас, «политических», становится всё больше и больше. Обменов почти не проводится, амнистий – тоже, а арестов сепаратистов-идеалистов – полно. Уже более 1 700 на все 60 тысяч украинских зэков".
Из письма Андрея Соколова, переданного на свободу
Из Одессы после многомесячного ареста были высланы в Россию журналисты Артем Бузила и Елена Глищинская, абсурдно обвиненные в желании отделить от Украины Бессарабию. С требованием освободить Глищинскую к украинским властям обращались многочисленные защитники с Украины и из-за рубежа: журналистка, в вину которой ставили организацию круглых столов о культурном разнообразии Одесского региона, провела в тюрьме весь срок беременности, меру пресечения ей не изменили даже после рождения ребенка.
«Сукиным детям» дадут «отбой»?
Доклад правозащитных организаций прокомментировал бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, сообщив, что выложил текст на своем официальном сайте для всеобщего ознакомления. «Прочитайте и задумайтесь, – пишет Азаров, – во что превратили Украину Турчинов, Порошенко, Наливайченко и другие. Доклад обвиняет обе стороны конфликта, хотя все факты в основном касаются преступлений, совершенных киевским режимом, который считает себя легитимной государственной властью.
…Можно только приветствовать освобождение из тайных тюрем СБУ 13 политических заключённых. Но это только начало. Должны быть немедленно освобождены все незаконно содержащиеся под стражей представители оппозиционных сил».
Еще один представитель оппозиции, экс-депутат Верховной рады, правозащитник Владимир Олейник уверен, что Западу хорошо известно о том, насколько часто нарушаются на Украине права человека. Выпущенные на свободу 13 человек – это, уверен Олейник, только вершина айсберга. На самом деле, по его данным украинский режим по политическим мотивам лишил свободы тысячи человек. «По украинскому законодательству, у нас нет ведомственных СИЗО и тюрем. Все подобные учреждения должны быть подчинены министерству юстиции. Поэтому такие тюрьмы – это уже факт нарушения, не говоря о том, что происходит там с людьми. Я недавно встречался с Алексеем Самойловым – это известный ученый из Харькова, и он рассказывал, что к нему применялись пытки в этих секретных тюрьмах: это избиения, применение электричества, угрозы в отношении детей, – рассказывает Олейник. – Запад понимает, что нынешняя власть – «сукины дети», но, как говорится, это их «сукины дети». Поэтому пока закрывает на это глаза. Но уже дальше закрывать на это глаза невозможно».
5 сентября на Украину возвращается Делегация подкомитета ООН по предупреждению пыток. Та самая, которая демонстративно покинула страну в мае, после недопуска в места, где, возможно, удерживаются секретные пленники СБУ. Угроза еще большего скандала может заставить украинские спецслужбы принять меры: либо выпустить незаконно удерживаемых в тайных тюрьмах оппозиционеров, либо переместить их куда-то еще. Пока что «на камеру» руководство СБУ заявило, что делегация получит полномочия на посещение любых помещений ведомства.
Справка
В мае 2015 года украинские депутаты приняли постановление об утверждении Заявления Верховной Рады «Об отступлении от отдельных обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод».